Выставка «Атлас Гатчинскому Дворцу…»
Альбом был составлен в 1798 году по распоряжению Павла I и является ценным иконографическим документом, позволяющим проследить изменения в облике Гатчинского парка, произошедшие в конце XVIII века и придавшие ему исключительную целостность и законченность. Работами по созданию альбома руководили архитектор В.И. Баженов и адмирал Г.Г. Кушелев, возглавлявший Собственное Его Величества Депо карт (отсюда второе название «Атласа…» − «Кушелевский альбом»).
Автор представленных в «Атласе…» чертежей неизвестен, акварели же подписаны именем Гавриила Сергеевича Сергеева (1765-1816), творчество которого в последнее время вызывает интерес у исследователей. Г.С. Сергеев не получил художественного образования и научился рисовать во время выполнения топографических работ. Он служил военным топографом при Депо карт и участвовал для «снятия видов» в многочисленных кампаниях в Бессарабии и Финляндии; в 1794 году был в дипломатической миссии в Турции вместе с М.И. Кутузовым, где составил подробнейшую карту Константинополя.
Акварели с видами дворца и парка выписаны очень тонко и с «фотографической» точностью воспроизводят постройки и пейзажи «павловского» времени. Гатчинский дворец и Павильон Венеры, Терраса-пристань, Павильон Орла, Чесменский обелиск, Голландские сады и Карпин пруд — рассматривая их, зритель сможет вновь, более чем через двести лет, отправиться на воображаемую «прогулку с Павлом Петровичем».
Некоторые чертежи, представленные в «Атласе…», буквально повторяют чертежи из альбома архитектурной графики с планами сооружений и парков резиденции Шантийи во Франции, которую великий князь Павел Петрович и его супруга Мария Федоровна посетили во время путешествия по Европе в 1781–1782 годах под именем «графов Северных». (Сходство можно наблюдать, например, между «Планом парка Сильвия с окружающей местностью» и планом «Petit Parc»). Известно, что Шантийи произвело на супругов большое впечатление, и владелец резиденции, принц Луи-Жозеф Конде, кузен короля Людовика XVI, преподнес Павлу альбом «Собрание планов замков, парков и садов Шантийи, снятых в 1784 году» (второе название − «Альбом графа Северного»), который и послужил основой для «переосмысления» пространства Гатчинского парка.
К сожалению, со смертью императора в 1801 году, все строительные работы в парке были остановлены. Не все сооружения, обозначенные в альбоме, приняли свой окончательный образ − многие из них остались без скульптурного декора, но эта «недосказанность» позволит посетителям выставки ощутить ту непрерывность истории и неуловимую связь между прошлым и будущим, которые часто «поймать» невозможно.