Выставки

Выставка «Скрытая жизнь вещей»

Событие завершилось

Задача нашей выставки — показать многовековую историю развития натюрморта с момента выделения его в самостоятельный жанр во всем многообразии национальных школ, мастеров и эпох.

Натюрморт — сравнительно молодой жанр, получивший самостоятельное значение в XVII столетии в западноевропейской живописи. Его название − французский термин «nature morte» − возникло значительно позднее, в самом начале XIX века. «Герои натюрморта» различны: вещи домашнего и личного обихода человека, элементы растительного и животного мира, произведения искусства и многие другие. Натюрморт показывает вещи вплотную, заставляет вглядываться в них, чувствовать их особенности, их роль в жизни человека. Натюрморт призван обогатить наше представление об окружающем мире вещей, приоткрыть завесу их «скрытой жизни».

Процесс становления натюрморта протекал одновременно во многих странах Западной Европы. Появление жанра натюрморта стало возможным с приходом новых буржуазных отношений, с победой светской идеологии и культуры, после избавления искусства от опеки церкви. В новом реалистическом искусстве мир вещей, окружающий человека, стал объектом живописи. На выставке представлены разнообразные типы натюрморта голландских, фламандских, немецких, французских и русских художников, начиная с XVII и заканчивая началом XX столетия (натюрморт отечественных мастеров XX-XXI века заслуживает самостоятельного разговора и отдельной выставки, которая продолжит эту тему в 2016 году).

XVII столетие — эпоха первого расцвета натюрморта и его наибольшей популярности в Европе. Признанными странами искусства натюрморта были Голландия и Фландрия. Их художественный рынок был заполнен изображениями цветов, фруктов, насекомых, овощей, битой дичи, даров моря, столовой посуды, ювелирных изделий.

Так-называемые «завтраки» («Натюрморт». Н.Х. XIX век, подражание голландской школе XVII в.) отражали индивидуальный вкус и образ жизни хозяина. «Охотничьи трофеи» были связаны с модой на охоту богатой буржуазии и аристократии. Мастерство изображения рыб или «даров моря» развивалось в Гааге, известной своим морским промыслом («Рыбы». Круг И. Дюйнена. Голландия, кон. XVII в.).

Популярный в XVII столетии тип «ботанического натюрморта» («Куст репейника») обязан своим появлением быстрому развитию естественных наук. Цветочный натюрморт или «букеты» были символами жизни, счастья и любви. Цветы, цветущие в разное время года и растущие в разных странах, объединялись в пышный букет, который являлся живописным гимном красоте окружающего мира. Заморские цветы были интересны и дороги как сувениры, как напоминания о дальних путешествиях.

К так-называемым «сюжетным» натюрмортам можно отнести «Натюрморт с собачкой» французского художника XVIII века Л-М-М-А. Билькока, на котором изображено охотничье снаряжение: фляга, сабля, кортик, пороховница и корзина с бутылью вина. «Натюрмортным видением»гуляющих птиц во дворе привлекает композиция «Куры» немецкого художника XIX века Уильяма Шейера Старшего. Известный французский художник Филипп Руссо после 1840-го года писал исключительно сцены из жизни животных. Его прелестная живописная миниатюра с петухом, нашедшим жемчужное зерно, написана на сюжет басни Лафонтена («Петух и жемчужное зерно»).

В России натюрморт появляется вслед за портретом в первой трети XVIII века, в период интенсивного формирования национальной культуры. На выставке представлены натюрморты русских художников XIX столетия. Их отличительная черта — предельная верность натуре, тончайшая миниатюрность письма, осязаемость фактуры вещей.

Первая половина XIX века — период расцвета натюрморта в России. Интерес к частной жизни и образ повседневности наделялись красотой и изяществом. Натюрморты с цветами и плодами, пришедшие в русское искусство из Западной Европы, стали излюбленным украшением кабинетов, столовых, гостиных. Натюрморт К.Ф. Гуна «Цветы и плоды» — яркий образец ботанико-декоративного натюрморта, в котором пышное зрелище даров природы дополняется фарфоровым блюдом с лежащими на нем фруктами и ягодами. Более камерными и требующими пристального рассмотрения являются три натюрморта С.П. Черкасского «Яблоки», «Малина», «Клубника», поступившие в собрание по завещанию основателя музея А.П. Боголюбова. Необыкновенной теплотой в изображении двух болонок привлекает композиция «Две собаки» Ф.А. Бронникова, профессора Императорской Академии художеств и большого друга А.П. Боголюбова. «Героев» натюрморта В.Д. Сверчкова можно вполне представить в интерьере крестьянской избы. На поставце стоит икона Богоматери в медном окладе, покрытая белым полотенцем с красной каймой и вышивкой, перед иконой — берестяной туесок с крышкой и большая деревянная солонка в виде кресла. С «учеными» европейскими натюрмортами типа «vanitas» (суета сует, скоротечность земной жизни) перекликается «Натюрморт. Череп и книга» В.Э. Борисова-Мусатова. В центре, на фоне бордовой драпировки изображен череп, лежащий на страницах открытой толстой книги. Эта учебная постановка написана в 1892 году в мастерской П.П. Чистякова.

Предреволюционное искусство в России, развивавшееся в условиях острой социальной и идеологической борьбы, характеризовалось поисками в области цвета, формы, пространственного построения. Именно жанр натюрморта представлял широкие возможности для различного рода экспериментирования. Интересную страницу вписали в историю русского и советского натюрморта мастера художественного объединения «Бубновый валет» (1910–1916 гг.).

Фактическим и формальным лидером объединения стал Петр Кончаловский. Его «Натюрморт» (в старой литературе «Коробки») написан в 1911 году, в период увлечения кубизмом. Композиция решена плоскостно, предметы развернуты на зрителя. Их заурядность подчеркивается грубыми красками, шероховатой фактурой и несколько беспокойным ритмом. Предметы напористо входят в пространство холста, в них есть утверждение своей самодостаточности и значимости.

В творчестве Александра Куприна, профессора живописи и одного из организаторов «Бубнового валета», именно жанр натюрморта в этот период становится наиболее актуальным. В его «Натюрморте с кактусом и конским черепом» (1917) есть некое силовое поле, удерживающее предметы на поверхности стола. Это достаточно обстоятельный и подробный рассказ о разнообразии представленных вещей. Ощущается стремление автора к более спокойному письму и особому звучанию цвета.

Итальянский художник В.Ф. Франкетти жил и работал в России с 1900-х до 1932 года. В его «Натюрморте», написанном в 1917 году, ощутима близость к стилистике мастеров «Бубнового валета»: в остроте ракурса, в смелых сопоставлениях контрастных цветов, в стремлении осязаемо передать объемность и материальные качества изображенных вещей.

Натюрморт − многозначный и удивительный жанр живописи, в художественных образах которого зашифрованы научные, философские, религиозно-нравственные воззрения об окружающем мире и человеке в нем. Натюрморт показывает нам мир вещей, простых и изысканных, как среду обитания человека, среду его деятельности, его вкусов и увлечений, а главное — смену времен как смену вещей.

Настоящими украшениями выставки являются фарфоровые изделия с разнообразными натюрмортными мотивами: букетами, цветочными гирляндами, овощами, фруктами, грибами, изображениями птиц и животных. Представлены произведения известных фарфоровых производств Англии, Франции, Германии и России XVIII-XIX веков.

Сведения предоставлены организацией Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна