Выставки

Выставка «Книжная иллюстрация 1930–1990 гг.»

Событие завершилось

Выставка включила в себя более 100 листов и очертила широкий спектр иллюстрированных книг, выпускавшихся в Советском Союзе. Это русская и зарубежная классика — и проза, и поэзия, требующая от художника особой деликатности; древнерусский эпос, литература народов СССР, современная фантастика. Особняком стоят издания для детей и юношества, чрезвычайно разнообразные по жанрам и стилю оформления.

Книга — единый графический ансамбль, в каждой стране есть особые традиции его создания. Обращаясь к древнерусской литературе, наши современники воскрешали старинные приемы, характерные для рукописей с орнаментом и миниатюрами. На выставке фрагменты двух циклов: Алексей Шмаринов иллюстрировал легендарные сюжеты из русской военной истории в обобщенной манере древнерусской миниатюры. Рисунки Мюда Мечева к летописи «Повесть временных лет» будто созданы на золоченой или пурпурной  коже, напоминая о древних книжных страницах из пергамента.

Немало художников связали себя с книгой для детей: этот оазис внутри официальной культуры давал наибольшую свободу выражения и простор фантазии. Стремясь сделать книгу-объект ближе юной аудитории, они использовали цветные карандаши, яркие пятна краски, свободную композицию, стилистику детского рисунка. С выдумкой подходили к решению творческих задач мастера разных поколений: Владимир Вагин, Александр Васин, Ника Гольц, Борис Дехтерев, Федор Лемкуль, Май Митурич, Анатолий Олин, Виктор Чижиков. Их иллюстрации русских и зарубежных сказок, фантастических повестей Э.Т.А. Гофмана, Р.Э. Распэ и А. Погорельского, новелл М. Твена и О. Уайльда передают изобретательность и кругозор художников-иллюстраторов литературы для детей и подростков.

Воображаемую ретроспективу отечественной иллюстрации открывает на выставке классик советской книжной графики Евгений Кибрик. Из его обширного наследия выбраны литографии к повестям Н.В. Гоголя и Р. Роллана. Оформление в 1934 французской новинки «Кола Брюньон» стало эталонной работой Кибрика, шедевром искусства книги.  Его последователями в оформлении классики были в 1970-е Савва Бродский и Илья Богдеско — их циклам свойственно драматургическое начало при передаче цельных характеров и кульминационных сцен.

Но выставка полна и иных решений. Борис Заборов для повести Ф. Достоевского «Кроткая» избрал условную и статичную манеру изображения: черный фон и статуарность поз подчеркивают драматизм происходящего. Один из серьезнейших мастеров иллюстрации Андрей Костин с изощренным психологизмом и экспрессией оформил «Холстомер» Л. Толстого — маленькие офорты похожи на старые гравюры, чуть угловатый рисунок передает трагизм сюжета.

Отдельного внимания заслуживает иллюстрация поэзии. В ксилографиях Федора Константинова к «Демону» М. Лермонтова и новеллам английского классика Дж. Чосера со стихами уживается графика больших и малых форм — от картинки на целую страницу до миниатюрной заставки. Автолитографии Николая Воронкова к стихам С. Есенина также принадлежат к малым формам — однако в небольших рисунках мы видим иллюстрации к столь значительным текстам, как поэма «Анна Снегина» или «Черный человек».  Созданные в середине 1980-х работы Андрея Дугина к сборнику Ф. Шиллера «Кубок. Избранная лирика» отличает утонченность стилизации.

Прочитанные в детстве увлекательные «книжки с картинками» навсегда остаются в памяти, объединяя нас. Великолепные работы художников закладывают основы личного вкуса в искусстве и литературе, формируют идеалы, которые человек проносит сквозь всю жизнь. Многие зрители ощутят на выставке волнение от встречи с детством или воспоминаний о мире, увиденном за книжной обложкой.

Сведения предоставлены организацией Российский музейно-выставочный центр «РОСИЗО» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна