Выставка «Русская живопись конца XVIII-начала XX вв.»

Событие завершилось
К началу XIX века относится серия портретов, из которых наиболее представительным является «Портрет неизвестной» Н. Куртейля. Художника интересует не столько характер, сколько состояние, настроение модели.

Жемчужиной русской коллекции можно считать картину Н.Е. Сверчкова «С охоты» (1860). Достоинство этой небольшой жанровой работы в тонко уловленном состоянии природы, которое и создает настроение в картине. Осенний пейзаж с разбитой колеей, поблескивающими лужицами, облетевшими кустами, догорающей вечерней зарей, удивительно красив. В этом поэтическом изображении родной природы Сверчков близок к исканиям передвижников.

В немногих жанровых работах (последней четверти XIX века) из нашей коллекции отсутствует то обличительное начало, которое звучало в работах передвижников того времени. Они скорее несут в себе элементы новеллы или анекдота. К своим персонажам художники относятся с улыбкой (А.В. Вьюшин «Сельский клирос», либо с известной долей иронии В. Маковский «Два еврея»).

Вторая половина XIX века — один из самых блестящих периодов русской пейзажной живописи. В собрании оренбургского музея пейзаж этого времени представлен работами мастеров разных направлений. В значительном по размеру и нарядном по живописи пейзаже Л.Ф. Лагорио «Батум» (1881), отразились достижения академической школы. Ранний передвижнический пейзаж представлен работами основоположников русского национального пейзажа И.И. Шишкина и А.К. Саврасова, возглавивших два основных направления русской пейзажной живописи 60–70 годов (которые И.Н. Крамской определил как «объективное» и «субъективное»). И.И. Шишкин представлен в собрании двумя небольшими этюдами: «Лесной ручей» и «Сосны», А.К. Саврасов — блестящим, тончайшим по живописи пейзажем «Осень. Сокольники».

Во второй половине XIX века развивается романтическая пейзажная живопись, наиболее ярким представителем которой, был Иван Константинович Айвазовский (1817—1900). Музейная коллекция располагает несколькими работами И.К. Айвазовского, относящихся к разным периодам его творчества: «Керчь», «Море. Скалы» (1889), «Люди и море».

Во второй половине XIX — начале XX века бурное развитие пейзажной живописи и пейзажного мировосприятия было обусловлено стремлением к эмоциональности творчества, к утверждению зримой красоты мира, восприятию человека и предметов в оптическом и эмоциональном единстве с окружающей световоздушной средой. В русской живописи шло дальнейшее утверждение и развитие принципов пленэризма. В этот период пейзаж привлекает самых разных художников, становится почти непременным компонентом бытовой картины, исторической, портрета, даже натюрморта. Экспозицию музея украшает великолепный, наполненый светом и воздухом, интерьер С.Ю. Жуковского «Усадьба Брасово». Художника недаром называли певцом усадьбы — в этой работе усадебный быт опоэтизирован, «одушевлен», приобрел романтическую окраску — эту особую теплоту привносит в общую атмосферу картины присутствие природы.

В натюрморте П.И. Петровичева «Розы» новая живописная манера, выработанная в пейзаже, сказывается в плотной мозаичной подвижной кладке мазков, в насыщенности и глубине тона.
Сведения предоставлены организацией Оренбургский областной музей изобразительных искусств и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна