Выставки

Выставка «Советское искусство 50-х гг.»

Событие завершилось

Романтический пейзаж тех лет отразился в картине Р.Н. Галицкого «Трактористки» − молоденькие, освещенные солнцем девушки на фоне необозримых распаханных просторов, в палатке, полог которой бьется на ветру как парус.

В зале 50-х годов посетители увидят работы замечательных советских живописцев: Н.М. Ромадина, А.И. Лактионова, оренбургского художника Н.Ф. Соколова.

Послевоенные годы прошли под знаком прошедшей войны, соединившей в единый сплав трагедию страны − миллионы погибших, разрушенные города и села, и счастье, гордость Победы, высочайший духовный подъем народа. В ответе на вопрос — что было главным после Победы, большинство современников военных событий отвечают чаще всего — тишина! Только и тишина бывает разной. Но говорят о той тишине, что царит в картине В.Н. Яковлева «Колхозное стадо» (1947) − последней работе, за которую автору была присвоена Сталинская Премия. Ощущение свободы, покоя, тишины и счастья мирного труда, а вернее, просто жизни на земле, переполняют эпическое, торжественное многоплановое полотно, вместившее берег с пасущимся стадом около величаво-движущейся глади реки, и дальний лес, и плывущие облака. Несмотря на вполне приземленный сюжет, на документальную точность деталей, на традиционность живописной манеры − в картине есть высокое духовное наполнение, ощущение музыки, полета, обретенное человеком равновесие с миром.

Одним из знаковых произведений 50-х гг. можно считать «Автопортрет с палитрой» (1956) А.И. Лактионова, выполненный с должным уважением к опыту классической русской школы живописного ремесла. Несомненно, это одна из лучших работ мастера. Художник, изображая себя за работой, передает огромное эмоциональное напряжение, сопутствующее акту творчества, подчеркнутого нервной светотеневой лепкой лица, активным всплеском красного пятна рубашки на темном фоне, диагональю развернутых в пространстве плеч, линией палитры.

Особенно востребован в 1950-е годы был жанр сюжетно-тематической картины, предполагающий внимательное, любовное отношение к каждой детали окружающего мира, как бы вновь обретенного. Одной из наиболее интересных картин того времени является картина С.А. Тутунова «По воду» (1953) — простота обстановки, разрушенная дорога, потемневшие стены дома, рабочая грубая одежда молодых людей оттеняют нежную деликатность, поэтичность их отношений. Вернувшиеся с войны люди особенно остро ощущали счастье будничной трудовой жизни на мирной земле. Вообще, советские картины 50-х годов явление интересное, стилистически явно выраженное и еще ждущее своих исследователей.

На выставках конца 50-х гг. привлекла внимание прессы картина московского художника В.Н. Галицкого «Трактористки» (1958), переданная потом музею в Оренбурге. В органичном единстве персонажей − молоденьких обветренных девушек − и широких степных пространств, трепещущем как парус на ветру пологе палатки живет тогдашнее романтическое ощущение целинной эпопеи.

Сведения предоставлены организацией Оренбургский областной музей изобразительных искусств и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна