Спектакль «Пиковая дама»
Свою сценическую версию «Пиковой дамы» молодой московский режиссер Вячеслав Тыщук обозначил в подзаголовке как «Фантазия на тему А.С. Пушкина, Рене Магритта и Алехандро Ходоровски». Тем самым он подчеркивает, что в его психологический и вполне реалистический спектакль, основанный на классическом сюжете и тексте Александра Сергеевича Пушкина, привнесены конкретные элементы эстетики сюрреализма и «театра абсурда».
Молодой военный инженер Германн во время карточной игры в офицерском клубе глубоко взволнован рассказом князя Томского об удивительной истории своей бабушки, которая знает тайну трех карт, якобы открытую ей знаменитым Сен-Жерменом, − непременно выигрывающих, если поставить на них подряд. История показалась игрокам неправдоподобной. Лишь Германна так очаровала идея овладения чудом, что он решил, во что бы то ни стало, проникнуть в тайну трех карт, в судьбу и в дом старой Графини, начав издалека — с романтического ухаживания за ее бедной воспитанницей Лизой.
«Загадочную» повесть А.С. Пушкина об отсутствии любви, о жажде власти и обогащения режиссер как раз и пытается избавить от налета мистицизма. Все события спектакля можно воспринимать как отражение смятенного сознания Германна, наделенного как богатым воображением, так и патологичной способностью материализовать эмоции.