Выставки

Выставка одной картины «Авиамоделисты»

Событие завершилось

Творчество Бориса Васильевича Миловидова − одно из интересных и значимых явлений в саратовском искусстве. Его формирование, как художника можно назвать вполне последовательным. Достаточно рано определилось его «нетяготение» к авангардным исканиям, царившим в некоторых мастерских саратовского ВХУТЕМАСа. Эволюция творчества Миловидова довоенного периода является очень ярким свидетельством того, какой была судьба живописной традиции, начинающейся с Борисова-Мусатова, продолжаемой Уткиным и его учениками в первые послереволюционные десятилетия. Борис Миловидов был одним из самых талантливых учеников Петра Саввича Уткина, о чем говорят его картины и графические произведения 1920-х годов и художественная критика того времени. Он участвовал рядом с учителем на всех крупных саратовских выставках, а также на выставках объединения «4 искусства» в Москве и Ленинграде. Столичными критиками он признавался одним из самых талантливых среди «уткинцев».

Картина «Авиамоделисты» была написана мастером в 1934 году. Толчком к ее созданию послужила летняя история. Каждый год летом, художник с семьей выезжал за город, работал на этюдах. Дочь Бориса Миловидова вспоминает, что недалеко от дома, где они жили, на горе стоял пионерский лагерь. Часто поздним вечером, вместе с отцом они ходили туда в гости, на пионерские костры. Там художник познакомился с ребятами, много с ними беседовал и задумал написать картину. По возвращении домой в Саратов, он получил приглашение участвовать в открытии нового Дворца Пионеров, для которого сделал настенные росписи, сохранившиеся до сегодняшнего времени. Во Дворце пионеров работал кружок авиамоделистов, куда и стал часто ходить художник, вернувшись к своей идее написать картину. Долго и вдумчиво наблюдал он за работой ребят, делая многочисленные зарисовки. В семье, а теперь и в собрании Радищевского музея, хранятся графические листы — подготовительные этюды к будущей картине.

На полотне видно юных авиамоделистов в пионерских галстуках, увлеченно работающих над созданием планера. Художник изобразил их в комнате, где находится авиамодельный кружок. Об этом нам говорит висящий на синей стене плакат с изображением дирижабля. Около рабочего стола, с лежащим на нем чертежом и корпусом будущего планера, стоят ребята. Модель, над которой они трудились, уже почти готова, внимательны и сосредоточены лица пионеров. Один из них, в голубой рубашке, склонившись над столом, изучает чертеж, размышляя, куда присоединить находящуюся в руках деталь. Другой, в черной рубашке, наблюдает за работой товарища. Третий — только что приклеивший деталь к «хвосту» планера, довольный, улыбаясь, рассматривает результаты своего труда. Рядом с рабочим столом, на тумбочке, лежит рубанок, нитки и стружки; к столу прислонена ножовка.

Эту картину по праву можно считать поворотной, «рубежной» в творчестве художника. Борис Миловидов «входит» в советское искусство картиной достаточно компромиссной. Ее без сомнения отличают и красота живописи, и ясная, «культурная» композиция, и искренний интерес автора к главным героям. В то же время сюжет произведения не вступает в противоречие с идеологией нового строя. Являясь характерным художественным документом эпохи, это полотно прочно вошло в историю саратовской живописи тридцатых годов. Не случайно на Первой краевой выставке, в 1934 году, эта картина занимала центральное место, а Радищевский музей сразу приобрел ее в свое собрание. В публикациях «Авиамоделистам» были посвящены пространные и восторженные высказывания. Критики утверждали, что Миловидову «удалось не надписью к картине, а средствами художественного мастерства показать, в каком направлении растут наши пионеры… куда идет наша страна…».

Сведения предоставлены организацией Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна