Игровая программа и принципы ее построения
Рационально-процедурный характер современных зрелищ. Разновидности массовых театрализованных представлений на открытом воздухе: орнаментально-декоративные зрелища и сюжетно-образные спектакли. Игровой характер композиции как существенная составляющая сценарно-драматургической основы массовых зрелищ. Театральность и зрелищно-площадная импровизация. Понятие «соучастия в зрелище» (М. Маклюэн). Зритель как соучастник, действующее лицо, актёр зрелищного представления. Художественный объект как идеологическая схема. Суггестивность, однонаправленность восприятия, эмоциональные «подсказки», подбор эмоционально действующих факторов — характерные приёмы конструирования социокультурного зрелищного сервиса.
Игровая программа — совокупность некоторых игровых мероприятий интерактивного характера; организация игр, викторин, объединенных в целую программу.
Игровая программа — это игровая театрализованная программа, использующая театральные средства (свет, звук, мизансцена и т. п.) и строится по сценарию.В основе игровой программы лежит сценарий (жизнь, с ее циклически повторяющимися датами). Крупной формой современного массового зрелища являются театрализованные представления, которые, в свою очередь, делятся на: спектакли, происходящие на определенной сценической площадке; стадионно-спортивные представления; театрализованные представления на открытом воздухе. Прежде всего надо указать на различие массового зрелища и театрализованного представления. Массовый праздник, как правило, не предусматривает локальной сценической площадки, в то время как массовое зрелище всегда вписывается в ограниченную сценическую площадку; в массовом празднике участники сами выбирают интересный для них объект, а массовое зрелище сосредоточивает внимание зрителей на заданном объекте; массовый праздник может не иметь временных рамок, тогда как массовое зрелище всегда имеет заранее предопределенный лимит времени По сути массовое зрелище в свою очередь понятие более широкое, чем театрализованное представление. Зрелища могут быть разножанровыми (цирковыми, эстрадными), не связанными ни единым сюжетом, ни даже темой. Тогда как театрализованное представление создается на основе сценария и имеет свою четкую идейно-тематическую основу. Также очень важным моментом является и тот факт, что праздник предполагает большую инициативу и импровизационный характер участия в нем зрителей, тогда как зрелище разделяется на зрителей и актеров, участвующих в нем. Представления на открытых сценах, и особенно на воде, — одна из наиболее привлекательных форм массовых зрелищ. Иногда действие развертывается не только на сценической площадке, но и на лестницах, парковых каскадах вокруг фонтанов (представления в Санкт-Петербурге, в Петергофском дворце), ведущих от дворца к сценической площадке. Зрелищу под открытым небом очень помогает сама природа, которая «играет» лучше, чем декоративное оформление139. Все массовые театрализованные представления на открытом воздухе можно условно разделить на две группы: орнаментально-декоративные зрелища и сюжетно-образные спектакли. Первому направлению присущи яркие краски, богатые костюмы, сложные фигурные перестроения больших масс участников,.создающие калейдоскоп цветных орнаментов, фейерверк светоэффектов. Эти развлекательные зрелища, построенные на чистоте линий, четкости перестановок, синхронности движений, гармонии цвета, света и звука, приятно ласкают ухо и глаз, пробуждают у зрителя светлое оптимистическое мироощущение, чувство приподнятости, торжественности. Вторая группа — это сюжетно-образные представления. Суть их заключается в том, чтобы средствами массового театра создать публицистический, образный, аллегорический спектакль на открытом воздухе. К такому роду театрализованных представлений относятся и мемориальные представления на ритуальных площадках больших скульптурных комплексов («Мамаев курган» в Волгограде, «Пискаревское кладбище» в Санкт-Петербурге, «Самбекские высоты» в Таганроге). В таких представлениях кульминационной частью является обязательное ритуальное действо как носитель основной идеи самого зрелища. Массовое зрелище на стадионе предполагает не только спортивные состязания, а также эстрадно-концертные и ритуально-обрядовые представления. Используя выразительные средства спорта и искусства, вводя в действие реальных героев и опираясь на конкретные события, факты, документы, спортивно-художественные представления способны более тонко и глубоко решать тематические задачи действия, рассказывая об истории и сегодняшнем дне города-юбиляра, каком-то значительном событии и т. д.
Режиссура театрализованных массовых зрелищ предполагает умение организовать и поставить действо, которое должно быть выражено в яркой театрализованной форме, выявляющей основную литературно-сценическую идею. Сутью театрализации является эстетическое осмысление реальных событий, при котором эти события воплощаются в яркой образной форме, содержащей их художественную интерпретацию. Театрализация — это особый режиссерский прием, имеющий глубокое социально-психологическое обоснование и наиболее близко стоящий к искусству. В любом случае театрализация предполагает индивидуальное режиссерское решение будущего действа, отличающееся новизной, оригинальностью, экспрессивностью, ибо в массовых праздниках все, что видит зритель, всегда постановочно, то есть исполняется впервые, и должно поражать, либо трогать, либо восхищать. В специфику режиссуры массовых зрелищ входит работа на открытом воздухе (площадях, стадионах, парках, улицах) при большом количестве зрителей-участников. Поэтому необходима режиссерская трактовка, предполагающая движение зрителей, изменение условий погоды, учитывающая естественный фон: озеро, фасад здания, деревья, скульптурные изображения, фонтаны и т. д. Отсюда одно из главных качеств таланта режиссера — «чувство зрелищности». Пластическое решение пространства, музыкально-ритмическое ощущение действия, его декоративно-художественное обрамление, активизация огромного количества зрительских масс — все это закладывается в режиссерский замысел массового зрелища. От оригинальности, точности и заразительности (композиционного расположения актера, реквизита, учета естественного фона на огромном пространстве), перевода сценария праздника в конкретно выраженное действо зависит зрелищностъ создаваемого представления.Метод анализа, мзансцена Задача режиссера не столько в том, чтобы расшифровать замысел драматурга, сколько в том, чтобы быть соавтором в процессе художественного творчества. Выразительными средствами режиссуры выступают мизансцена, атмосфера и темпо-ритм. Мизансцена (размещение на сцене) — это элемент режиссуры, который заключается в способности мыслить пластическими образами Мизансцена — это композиционная организация сценического пространства. Она обязательно исходит от режиссерской идеи. Образная мизансцена является следствием решения основной задачи, воплощением авторской идеи. Ее главная особенность — действенность, динамичность. Мизансцена строится вокруг события; до события мизансцена одна, после — другая. Строя центральные, узловые мизансцены, режиссер в действии раскрывает этапы борьбы и в то же время добивается того, чтобы мизансцена пластически, живописно выразила идею спектакля. В массовой мизансцене поведение каждого исполнителя подчинено центральному событию и строится именно от него в той форме, которая соответствует режиссерскому решению. Массовая мизансцена формируется из чередования различных сцен, их взаимосвязи, ритмического контраста, цветового решения и т. д. В «зрелищной» режиссуре, где мизансцены могут быть глубинные и плоскостные, построенные по вертикали и по горизонтали, по кругу и спирали, симметричные и асимметричные, они являются процессом, переходом одной пластической формы в другую. Подобно скульптору, режиссер лепит на сцене сочетания человеческих фигур, создает поток непрерывно сменяющих друг друга пластических форм, чтобы передать жизнь во всем богатстве ее пластических проявлений. Особенно специфично мизансценирование стадионных зрелищ, где необходимо построение с учетом обозрения с четырех сторон. Выразительное решение действия складывается из пластического сочетания разных точек зрения, на огромном пространстве становится существенным размещение игровых площадок, опорных точек действия, возможности использования воздуха и пр. Иного пластического решения требует уличное шествие или массовый праздник на площади, где учитываются все выходы — улицы, проходы, проезды и т. д. Если в театрализованном концерте необходимо сфокусировать внимание зрителя на сценической площадке, номере, то в массовом празднике, наоборот, надо искать как можно больше рассредоточенных центров, надо искать возможность органично разводить в разных направлениях массы людей, пришедших на праздник. То есть в празднике вы ищете большое количество центров, чтобы дать возможность массе людей, которые приходят сюда, рассредоточиться. Многоцентровость массовых праздников приобретает особый смысл во время карнавалов, которые требуют простора для проявления веселья, площадок для плясок, аттракционов, свободы для движения людей в объемных театральных костюмах, тем более, если используются «ростовые» куклы; прохождения декорированных машин и всего того, что составляет карнавальное действие. Все это подчиняется единой воле, если четко определены коммуникации, связывающие между собой все части праздника. Итак, образно-пластическое решение театрализованного представления — это одна из важнейших задач режиссуры, а мизансцена — одно из самых мощных выразительных средств режиссуры. «Театральные постановки на больших открытых сценах для больших аудиторий имеют свои особые зоны и принципы, новые ритмы и темпы в решении групповых сцен». Основное внимание режиссуры обращается на изобразительную часть, в которой актер присутствует в качестве одного из компонентов зрелищности. «Если в театре режиссер ищет индивидуальных актерских действий, движений психологических нюансов, то в массовом празднике чаще всего основным предметом режиссуры является массовое действо. Действенная задача актера укрупняется множеством, количеством физических единиц многих актеров, находящихся на сцене. И если все-таки актер находится на сцене один, то одно это подчас является специфическим режиссерским приемом. Таким образом, от актера театрализованного представления требуется укрупнение жеста, обостренность и повышенная пластическая выразительность». Следующим выразительным средством режиссуры является культурно-психологическая атмосфера, то есть та знаково-символическая среда, в которой живет актерский образ (звуки, шумы, ритмы, характер освещения, мебель, вещи и пр.). Атмосфера зависит от характера событий, от места и времени действия, являясь причиной и следствием этих событий. Особый характер постановочного решения массовых зрелищ предполагает и необычный характер декораций и реквизита. Декорации, например, могут быть неподвижными или, напротив, движущимися, укрепленными на автомобилях, мотоциклах, разного рода фурках и т. д. Огромную роль при создании атмосферы играет звук и свет, с помощью которых можно выразить практически любую идею. Естественно, что в масштабах массового зрелища они требуют инженерного решения, особенно когда необходимо создать так называемый эффект присутствия. В массовом действе «живописным полем» художника является большое пространство, которое организуется в поэтический хронотоп, приведя многочисленные компоненты в единую стройную систему. Изобразительность зрелища получает выразительный характер и путем использования цветовой гаммы, обуславливающей ассоциативность зрительского восприятия. Это может быть белый цвет как символ чистоты, свежести, парадности, красный — как знак приподнятости, активности, огненной стихии или зеленый — как образ молодости, весны и т. д. Особенно важно, чтобы изобретенная художником-постановщиком общая стилевая фактура зрелища ассоциативно гармонировала с языком режиссера, особенностями авторского замысла. Таково же значение музыки в создании атмосферы массового зрелища. Благодаря своим качествам — предельной яркости, эмоциональности, выразительности — музыка является носителем нескольких функций: прежде всего это фон; затем это и самостоятельно созданный образ и, наконец, это возможность участия в конфликте действия. Если в театральном спектакле музыка играет вспомогательную роль, то в театрализованном празднике музыка становится едва ли не основным связующим все эпизоды компонентом представления. Таким образом, атмосфера жизни массового зрелища зависит от визуальной и музыкальной форм, созданных в соответствии с замыслом режиссера, само зрелище являет собой синтетический культурно-эстетический образ действия участников-зрителей, состоящий из разных видов искусства, что и является специфической чертой массового зрелища. Режиссерский метод создания зрелища имеет структурный характер, постановка каждого спектакля — это полифония всех частей зрелища, условного по своей природе и безусловного в своем выражении. Еще одной из непременных особенностей театрализованного массового зрелища является необходимость острой смены темпа иритма внутри каждого эпизода и в самом действии в целом. Такое выразительное средство режиссуры, как темпоритм, вбирает в себя скорость и частоту повторения сцен или событий во времени. Учитывая, что ритм может быть внешним (физическим) и внутренним (психологическим), понятно, что механический ритм действует на нашу внутреннюю жизнь, на наше чувство и переживание. «Ритм — огромнейшая сила, которая обуславливает организацию действия, он не есть что-то отвлеченное. Он вытекает глубоко из природы образа, связанного со всей средой, в которой рождается вещь, ритм есть результат сознательной, глубокой организации, которая вносит в вещь художественность. Так же как мизансцена и атмосфера, темпоритм способствует реализации авторского замысла. Поэтому одна из главных проблем режиссуры — нахождение верного ритма действия. Каждый эпизод должен строиться на собственной ритмике, но необходимо, чтобы она логично влилась в общий ритм зрелища. Ритм предполагает развитие действия с перерывами и постепенностями, при большом количестве динамических событий, нужно делать остановки, которые позволяют охарактеризовать героев и осмыслить значение событий227. Ритм — мера, течение жизненных явлений во времени, ощущение времени. Характеристиками темпоритмического рисунка любого театрализованного представления являются продолжительность каждого эпизода и представления; ритмичность и аритмичность временных отрезков, следующих друг за другом эпизодов; контрастность эпизодов по режиссерскому решению и выбору выразительных средств; темп как количество действий в единицу времени. «Действенность темпоритма, то есть создание эмоционального настроя у зрителей на активное восприятие представления, во многом зависит от продолжительности зрелища {не более 1,5—2 часа), разнообразия и интенсивности событий». Если режиссером взят верный темпоритм, то чувства и переживания зрителя создаются сами собой (К.С. Станиславский). Из всего вышесказанного следует вывод, что мизансцена, атмосфера и темпоритм, являясь выразительными средствами режиссуры, взаимообразно составляют друг друга и находятся в полной зависимости друг от друга. В ыше уже говорилось о синтетическом характере массовых представлений как их существенной особенности. Возможность использования в одной постановке разнообразных видов и жанров искусства — драмы, музыки, кино, эстрады, цирка, изобразительного искусства — обеспечивает предпосылки для создания ярких впечатляющих зрелищ. При этом в режиссуре массовых зрелищ, обращенных к большим общностям людей, решающее значение приобретает умение организации массы людей. Именно масса участников действия с их выходами и уходами, выполнением различного рода упражнений и движений, построений и перестроений является ведущим выразительным средством, с помощью которого создается неповторимая коллективная образность, поражающая своей масштабностью. Существование второго действующего лица — массы участников, создающих коллективную образность, — является важнейшей отличительной особенностью массовых зрелищ. Зритель в массовом зрелище является его соучастником, действующим лицом, актером, несущим определенный образ-маску, потому что в основе любого зрелища лежит игра, призывающая принять ее условия и начать действовать. Площадка зрелищного театра дает человеку возможности для определенного самовыражения и самовыявления, для проверки уровня его духа.
«Режиссер — творческий работник, художественный организатор, руководитель театральной, кинематографической постановки или зрелищных программ… На основе собственного творческого замысла режиссер создает новую сценическую реальность, объединяя в работе над спектаклем всех участников — актеров, художника, композитора. Режиссер первый истолковывает сценарий и доносит свое видение до отряда исполнителей, управляя ими, создает неповторимую стилистику зрелища». Станиславский установил основные функции режиссера: понимание пьесы, поиск для этого толкования необходимого зрелищного решения и подчинение работы актеров сценическому замыслу. «В режиссере скрыты многообразные способности… а) режиссер-администратор, который может вести спектакль; поддерживать систематическую работу и порядок… б) режиссер-постановщик, это тот, который умеет говорить с декоратором, с рабочими, который может провести в жизнь свою или чужую… постановку; в) режиссер-литератор, который может повести пьесу и спектакль по верной литературной линии; г) режиссер-художник, который сам может создать… художественную сторону спектакля; д) режиссер-психолог, который может провести верно внутреннюю линию; е) режиссер-учитель, который может поправлять и воспитывать актеров».
Существенной составляющей сценарно-драматургической основы массовых зрелищ является игровой характер композиции. В общем виде исторический процесс становления театрального зрелища заключался в его выделении из обрядовых и трудовых игр в своеобразный способ духовного отражения жизни и, одновременно выражения отношения к ней. Возможность такой эволюции заложена в психологических особенностях игры. То есть игра — это предпосылка по отношению к театру и в то же время его сущность и психологическая основа. Однако, когда говорят, что театр — совесть нации, подразумевается ведущее нравственное начало, гражданский пафос, который составляет фундаментальное основание зрелища в отличие от других видов искусства. Именно в диалектике свободы игры и этоса жизни, освоения мира — сущность театральности.
«Драма родилась на площади и составляет увеселение народное», — утверждал Пушкин. Связь театра с народом была изначальной и животворной. Несмотря на импровизационный характер всего действия, в площадном театре соблюдался строгий порядок. Сюжет освобождался от литературного текста, и маски входили в действие как полноправные особы, и в зависимости от того, кто из актеров (масок) лидировал в труппе, тот перемещался в центр действия. В итоге драматургия массовых зрелищ, впитав в себя все законы высокой классической драматургии (действующий характер событийного развития, острый конфликтный сюжет, точное композиционное построение с выходом на главную авторскую идею — основную мысль драматического произведения), тем не менее в большей степени тяготеет к таким признакам драмы, как массовость, игровой характер, импровизация, в основе которой «маска» и сюжет, который создается на основе некой литературной «канвы» — сценария — и строится методом художественного монтажа с использованием практически всех изобразительно-выразительных средств искусства (слово, пластика, музыка, танец, буффонада и т. д.) Несмотря на общее историческое происхождение и подчинение всем законам классической драматургии, зрелищная структура сценария массовых зрелищ имеет свои специфические особенности.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.