Татарская народная музыка — часть национального фольклора

Событие завершилось
12+

Татарская народная музыка — часть национального фольклора

Основные виды татарской народной музыки: песни — светские и духовные — мунаджаты и баиты, напевы дастанов и поэтически, такмаки, танцевальные мелодии, инструментальные пьесы и наигрыши.
В татарской музыке традиционно используются такие инструменты, как саз, кубыз, курай, думбыра, гусли, разновидности гармоней, классические инструменты. Татарская народная музыка в основном одноголосна, её звуковая система чаще всего представляет пентатонику.

Баиты.
Это самый древний жанр татарского народного творчества. Основа баита — текст. Напев очень простой, состоящий из 5-6 звуков, стоит как бы на втором плане. В старинных баитах рассказчик берет определенный ритмический рисунок и напевает в полу речитативной форме, иногда на один мотив поется много баитов.

Протяжные песни.
Занимают главное место в песенном народном творчестве. Они покоряют слушателя орнаментальным искусством, сдержанным целомудрием, широтой интонационного строя. Народ этим напевам доверял самые сокровенные свои чувства, в них душа народа и характер его мировосприятия, его философия и история.
Многообразна их тематика: любовная лирика, пейзажная лирика, социально-бытовые мотивы и др. Они исполняются без сопровождения или под скрипку, курай, реже гармонику.
Главный поэтический мотив этих песен — переживания влюбленных, их стремление найти свое счастье во взаимной любви. Часто используются сопоставления образов природы и человеческих переживаний, различные символы, эпитеты и сравнения. В татарских народных песнях образ природы тесно связан с человеческими переживаниями, мыслями, думами о настоящем и будущем, а также с мечтами и счастьем. Любовь к родине, к человечеству, стремление к прекрасному — вот основное содержание татарских лирических песен.

Деревенские напевы и городские песни
Мелодии их просты. Название деревенские песни дано самим народом, т. к. для них характерно в большинстве случаев, отсутствие закрепленных текстов. Они представляют собой промежуточный вид между протяжными и короткими напевами. Они отличаются четкой структурой, квадратным строением, постоянным темпом, ясным ритмом, ладотональной устойчивостью, что приближает их к коротким напевам. Некоторые носят названия сел и деревень: Мензелинск, Арск, Шугурова, Сарманово и др.
Под городскими песнями подразумеваются такие, тематической основой которым служат лирические мотивы городского быта. К ряду стилистических черт городского фольклора относятся: стремление к расширению формы, обогащение звукоряда под влиянием многонационального музыкального быта и профессиональной музыки, склонностью к ритмическому варьированию, особенно в инструментальном исполнении. В отличие от деревенских напевов городские песни имеют прочно закрепленные тексты и названия.

Короткие напевы
Музыкально-композиционный склад коротких песен прост. Постоянный ритм и темп; ясный, четкий, ритмический рисунок; ладотональная устойчивость. Преобладание мажорного звучания, сравнительная быстрота мелодического движения, чеканный ритм свойственны большинству коротких напевов.
По содержанию часто используется любовная лирика, шуточный диалог.

Сложные напевы
Они появились при соединении протяжных песен с короткими песнями. Для этого жанра характерно быстрое изменение настроения, мелодический и метроритмический контраст. Протяжный запев и подвижный веселый припев, например.

Такмаки
Короткие, скорые песни, речитативы и прибаутки. В народе такмаки часто исполняются во время танцев, являясь как бы их музыкально — словесным сопровождением. Обычно это веселые, жизнерадостные куплеты типа частушек, с задорным плясовым ритмом и четкой ударной рифмой. Такмакам свойственна простота формы, доходчивость содержания, лаконичность выражений. Ближе всего они современным частушкам и хороводно — игровым песням. Текст у них несложен и приспосабливается к готовым мелодиям скорых танцевальных наигрышей. Плясовые такмаки исполняются иногда коллективно, а иногда одним или двумя поющими с инструментальным сопровождением (гармонь) и без него.

Игровые
Этот жанр является одним из самых древних. Игровые песни объединяли молодежь во время Сабантуев и других национальных праздников. Песня состоит из двух контрастных частей. Первая часть — это лирический запев, а вторая часть — быстрый припев, который может повторяться много раз с разным текстом.

Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна