Эстетика зрелищных форм в искусстве Возникновение и динамика зрелищных форм в искусстве
Зрелище знали древние культуры. В Древнем Риме зрелище затмевает собой искусство, вымещает его в иерархии духовной жизни и претендует на право диктаторства. Именно в это время зрелище не просто оформляется как самостоятельная форма деятельности, но и становится разнообразным по видам.
Современное зрелище так же разнообразно: спортивные состязания, массовые праздники, торговые ярмарки, концерты и театрализованные шествия на улицах городов, общественные акции, выставки-ярмарки, фестивали, хеппененги, перфомансы, акции, акции-действия и т. д. Многие современные зрелища существуют как бы вне рамок художественного, но, при этом, обладают некоторой эстетикой, т. е. они связаны с эстетизацией процесса проведения своих акций. Если высокое искусство по-прежнему устремляется к духовному и предполагает рациональность переживания, то зрелище — отходит от рационального полюса в сторону чувственного. Высокое искусство возвышенно, так как требует активной духовной работы от человека, его постоянного стремления к самосовершенствованию. Зрелище же расслабляет человека, ничего не требует от него и нацелена на предоставление каждому максимум удовольствий. Эстетика высокого искусства основана на усилии, а эстетика зрелища — на расслаблении.
Прекрасное в высоком искусстве переживается мягко и не отличается яркостью впечатления. Истинная красота ненавязчива и умеренна. Однако, при этом, красота способна дольше переживаться, оставаться как тень в нашем сердце.
Зрелище наполнено взрывом эмоций. Оно эпатажно, скандально, необычно, нетрадиционно, неожидаемо и т. д. Волна поднимаемых им чувств значительно выше. Но, при этом, время переживания зрелища значительно меньше. Оно скорее уходит из нашей чувственной памяти. Поэтому у зрелища есть два основных закона: всегда поражать и как можно быстрее меняться, обновляться.
Дальнейшая динамика зрелищных форм часто показывает продолжение расхождения художественного и эстетического начал. Зрелищное искусство по-прежнему все дальше отдаляется от высокого искусства в сторону чувственных форм. Однако это происходит не всегда. Некоторые формы зрелища все же все больше уходят в сторону высокого искусства. Среди них можно назвать такие зрелищные формы как театр, цирк, кино.
Цирк
Цирк относится к разряду зрелищных искусств и искусств, основанных на интеграции нескольких видов искусства. В.Шкловский в заметке "Искусство цирка" главной особенностью этого искусства называет "трудности" и "страшности". В цирке зрителю предоставляется возможность наблюдать выход человека из трудного положения. Нас восхищает трюк, совершаемый акробатом, нас поражают возможности животных и власть над ними дрессировщика. Момент катарсиса цирка приближен к моменту катарсиса театра, но отличается заниженной социальной значимостью поступка. Именно другое прочтение героизма в цирке делает его самостоятельным искусством.
Современный цирк тяготеет к театральности. Часто представления не представляют собой череду никак не связанных между собой номеров, а пронизаны сквозным сюжетом, общим развитием действия. Все чаще даже отдельные номера являются не демонстрацией мастерства и технического совершенства, а по-настоящему художественны (некоторые номера вообще перерастают в совершенно новую разновидность театров — Театр кошек Куклачова). Их художественность проявляется в том, что автор номера создает некоторый художественный образ, отличающийся целостностью формы. Еще одной особенностью современного цирка становится эстетизация и стилизация номеров. Цирк становится не только национальным, но и авторским.
Авторство часто соседствует с попыткой выхода цирка за его пределы. Например, фокусники конца ХХ века предпочитают работать в жанре Гипериллюзии. Дэвид Копирфильд "работает" с Великой китайской стеной, Статуей Свободы и т. д. Его фокусы претендуют уже не на легкую иллюзию и удивление зрителей, сидящих в некотором зале в данный момент, а на создание масштабного зрелища, способного сломать представления о мире и человеке, ставшие традиционными для всего человечества.
Его приемник Дэвид Блейн не просто демонстрирует выносливость и умения человека, а преодолевает их. Он считает, что чудо, творимое фокусником должно сегодня как никогда создавать эффект отсутствия монтажа. Иллюзия, по его мнению, должна реабилитировать себя в глазах публики. Поэтому надо совершать такие чудеса, которые не допускали бы никакого сомнения в своем неземном происхождении. Для этого Дэвид Блейн заживо хоронит себя в специальном гробу на несколько дней, замуровывает себя в глыбу льда, ставит себе памятник, огромной высоты, выставляя себя самого в качестве изваяния на несколько суток, разбивает взглядом стеклянные стаканы и берет некоторые предметы из витрины прямо через стекло. В данном случае цирк стремиться выйти за пределы возможного для человека и преодолеть собственную иллюзорность. Современное чудо должно переживаться человеком без тени сомнения.
Эстетика цирка отличается в позитивности переживаний. Цирк дарит радость, восторг, смех. Эстетичность цирка во многом граничит с этикой отношений не только между людьми, но и отношений людей с животными. Цирк учит любви к миру. Он окрыляет человека, дарит ему возможность преодоления невозможного. Цирк наполнен сказочностью, иллюзией, романтикой. Он осваивает пределы возможного для человека.
Кино
Кино относят к синтетическим видам искусства, так как оно использует средства выразительности разных традиционных видов искусства. Его синтезированность проявляется и в том, что оно совмещает в себе художественное начало и технические достижения. Существует также версия отнесения кино к разряду особого рода театра — театра в техническом воплощении. Однако сегодня кино все больше завоевывая мир, и увеличивая количество своих сторонников уже может претендовать на звание самостоятельного вида искусства.
Средствами выразительности в кино являются монтаж, композиция кадра, ракурс, свет, цвет, жест, звуковая композиция, музыка, и др.
Специфической особенностью киноискусства является то, что это искусство только настоящего времени (М.Лотман). Все, что развертывается перед воспринимающим кино человеком, происходит здесь и теперь.
В кино, в отличие от театра, зритель не просто наблюдает происходящие события, а фактически становится их участником. Камера кинооператора становится "глазами" зрителя, который находится не просто в гуще происходящих событий, а даже способен "стоять" между героями как бы "в кадре". Эффект присутствия в кино намного сильнее, чем в каком-либо виде искусства. Поэтому телезритель — это человек-со-стороны и человек-участник (хотя его участие никак не замечается героями фильма). Все это создает ощущение со-переживания возникающего не просто со стороны, а со-переживание непосредственного участника событий.
Кино представлено самыми разнообразными жанрами: историческим, комедийным, документальным, детективным, мелодрамой, фантастикой и т. д. Кроме того, оно разделено по типам: детское и для взрослых. В последнее время возникает новый смешанный тип — семейное кино, предназначенное для просмотра всей семьей.
Конец ХХ века позволяет каждому желающему стать создателем собственного фильма. Доступность технических средств способствует расширению не только зрительской аудитории, но и становлению любительской режиссуры.
Современные процессы разделили кино на камерное (телевизионное) кино и широкомасштабное кино (предполагаемое просмотр в кинотеатре). Казалось бы, такая не значительная деталь как среда восприятия в данном случае оказывается мало изученным, но достаточно значительным фактором восприятия. Многие люди, например, предпочитают просмотр кино в домашних условиях, которые по их мнению помогают расслабиться, создают обстановку не требующую ограничений. Иные, наоборот, считают, что просмотр кино на огромном экране и в большом зале, наполненном зрителями, помогает лучше сосредоточиться на фильме, и переживания становятся как бы ярче и отчетливее.
Эстетическое переживание, связанное с восприятием фильма, может зависеть от самого разнообразного спектра причин. Кино прекрасно для нас, когда мы получает от него то, чего хотим. Или, говоря на языке эстетики, когда реальное совпадает с идеальным. Например, если вы идете на комедию, то ожидаете от нее, в первую очередь, множество смешных ситуаций. После такого фильма настроение должно быть радостным, а во время самого просмотра вы должны много смеяться. Если это произошло, то, делясь своими впечатлениями с друзьями, вы скажете, что филь прекрасный. Но если вместо этого вы просидели весь киносеанс ни разу не засмеявшись, то оно для вас безобразно.
Кроме субъективности восприятия, на эстетическую оценку фильма влияет множество достаточно объективных факторов.
Кино может как никакое другое искусство (благодаря именно своей способности совмещать идеальное и реальное в конкретном эстетическом переживании) становится мощным идеологическим средством. Пример тому — советское киноискусство 20-х гг., которое попыталось поставить колоссальный потенциал неконтролируемых смыслов на службу мировоззрению и идеологии.
Эстетика кино связана с предоставлением человеку возможности преодолевать время и пространство. Благодаря кино человек может переживать состояние "включенности" в иные события по сравнению с реальными для себя. При чем эти иные события создают иллюзию реальности. Со-переживание зрителя направлено на духовное взаимодействие с героями кино, с заведомо понятной установкой отсутствия в ситуации самого зрителя. Зритель остается всегда за кадром, но кадр, при этом, всегда является "вошедшим" в ситуацию зрителя.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.