История развития кукольных театров мира

Событие завершилось
12+

Искусство кукольного театра

  • Нечто напоминающее кукольное действо, описывал еще древнегреческий историк Геродот (490 — 425 гг до н. э.).В шумном празднике в честь бога Диониса участвовали ряженные с куклами — марионетками, а позднее в 1 веке до н. э. сложился театр, напоминающий музыкальную шкатулку, работающий при помощи простейшей механики.
  • Многообразие форм представления в кукольном театре определяется разнообразием видов кукол и их систем управления. Различают куклы-марионетки, тростевые, перчаточные, планшетные , кукла театра теней, маска. Куклы могут иметь размер от нескольких сантиметров до 2-3 метров.
  • Различие в формах представлений обуславливается чаще всего национальными традициями страны, задачами которые поставлены перед актёрами режиссёром-постановщиком спектакля, а также взаимосвязью кукол и актёров с художественным оформлением спектакля.
  • Способность отражать яркие черты характера человека, убедительность иносказания, образная нарицательность характерные для искусства кукольного театра определяют в репертуаре театров кукол сатирических или героико-патетических представлений.

На территории Древней Греции возникло искусство, которое принято называть Вифлеемским ящиком или вертепом. Этот «театр» впервые и очень своеобразно попытался рассказать о мироздании — в том виде, как это представлялось древним. Кому-то пришла мысль изобразить мир с помощью ящика, в котором нет передней стенки и который перегорожен пополам по горизонтали. Внизу поселили кукол-людей, а сверху тех, что изображали богов. С помощью стержней, продетых в прорези на дне ящика, куклами можно было управлять — так родилось движение. А потом придумали сценки, целые пьесы — и получился театр. Когда античные государства распались, а на их территории были созданы новые формации, маленькие ящики с незатейливыми куклами достались в наследство следующим поколениям. Отголоски этого театра живут и поныне: румынский «Вифлеем», польская «шопка», украинский «вертеп», белорусская «батлейка».

Куклы Древнего Рима

Римские куклы изготовлялись преимущественно из глины, но встречались и более дорогие, выполненные из слоновой кости, дерева, воска, янтаря, бронзы, меди, даже серебра и золота. Театральных кукол в Риме можно разделить на две основные группы — верховые и напольные. Работая с верховыми куклами, скрытые ширмой актеры держали их высоко над головой, а выступая с напольными, наоборот, находились над сценой, управляя куклами сверху. В Древнем Риме широкое распространение получили кукольные представления, высмеивавшие человеческие пороки и недостатки: жадность, глупость, лицемерие. Сатирические злободневные спектакли не вызывали симпатии властей. Показателен характерный пример: задетый насмешками кукольников Юлий Цезарь запретил театральным куклам разговаривать, позволив передавать содержание спектакля исключительно движениями и жестами.

Куклы Средневековой Европы .

Католическая церковь негативно относилась к куклам. Такое резкое их неприятие было вполне обоснованно — рукотворные изображения людей, издревле являвшиеся ритуальными предметами, нашли свое применение в магических обрядах средневековых ведьм и колдунов. Однако, учитывая популярность кукольных театров в народной среде, духовенство попыталось придать спектаклям христианскую направленность, избавить от влияния язычества. Попытки создания христианской кукольной мистерии не увенчались успехом. Исключение составляет только сохранившаяся до наших дней традиция изготовления вертепов — небольших многоярусных кукольных театров, в которых в канун Рождества разыгрываются сцены, связанные с рождением Иисуса Христа.

Слово «марионетка» происходит от употреблявшихся в Венеции в дни ежегодных церковных праздников деревянных механических кукол, получивших в народе название «деревянных Марий» или «Марион». Во время праздников продавались маленькие изображения Марион — маленькие Марии — марионетки. Другие источники утверждают, что название произошло от имени изобретателя, итальянца Мариони.

Театр перчаточной куклы в Европе во времена гонений быстро вытеснил театр марионетки, так как он, по сравнению с театром марионетки, был более мобильным, легким по технике исполнения и не требовал больших затрат. Кукловод один, укрывшись ширмой, мог разыграть целый спектакль, сообщить зрителям на площади "последние новости" и вовремя, свернув свой театр, исчезнуть в толпе.

Знаменитые перчаточные куклы — шуты и паяцы — Италии, Франции, Англии, Германии, России являются "родственниками». Всех этих героев объединяет то, что они стали на многие столетия выразителями идеологии народа, воплотившими его несокрушимость, всепобеждающий веселый нрав и острый сатирический дух.

Пульчинелла

Гиньоль

Полишинель

Панч

Полишинель

Петрушка

Каспер

  Попытки «оживить» кукол, заставить их самостоятельно двигаться предпринимались еще очень давно. Известно, что в Древнем Китае изготовлялись куклы, приводимые в движение пороховыми взрывами, а греки и римляне устраивали кукольные хороводы, закрепляя на большом диске, вращавшемся под напором водяной струи, танцующие фигурки. Однако настоящего расцвета изготовление кукол — автоматов достигло в XVIII веке, когда сумма накопленных знаний и технологий позволила создавать настоящие механические чудеса. В то время очень большую популярность приобрели так называемые театры автоматов, представляющие собой разновидность шарманки, дополненной подвижными фигурками. В ящике, отделанном как зал дворца, размещались маленькие фарфоровые куколки-музыканты. После завода пружины они начинали двигаться: скрипач водил смычком по крошечной скрипке, клавесинист опускал руки на клавиши инструмента, арфистка перебирала струны арфы. Пружина приводила в действие не только фарфоровых музыкантов, но и спрятанный внутри ящика музыкальный механизм, исполнявший несколько мелодий. Фантазия механиков прошедших веков была неисчерпаема. Фарфоровые модницы смотрелись в зеркала и расчесывали волосы, стройные ряды солдатиков маршировали по столу, барабанщики отбивали военные марши, куклы танцевали, ходили, говорили, смеялись и плакали, копируя жизнь создавших их людей. Чудом могли показаться современникам большие, почти в рост человека, механические куклы-автоматы, играющие на настоящих музыкальных инструментах.

Вырезанные из дерева идолы, соломенные куклы, использовавшиеся в языческих обрядах, куклы из материи — таковы далекие предки русских персонажей кукольного театра.

Чаще всего у куклы не было лица, чтобы в неё не мог вселиться злой дух. Мы не знаем точно, когда появился кукольный театр в России. Первое свидетельство о нем мы находим у немецкого путешественника Адама Олеария, который посетил пределы Московии в 1636 году и смотрел кукольное представление «Петрушка».

Примерно с 1840-х годов на страницах бытовых очерков, воспоминаний, дневников появляется имя Петрушки, Петра Ивановича Уксусова, он же Ванька-Рататуй (от глагола «ратовать» — спасать, помогать при беде, защищать), который с годами становится главным и едва ли не единственным героем русского народного кукольного театра .

Кукольный театр Петрушки предельно прост по устройству. Имущество кукольника — легкая складная ширма, за которой он прячется. Кукол, задействованных в представлении, в каждый момент всего две, по числу рук манипулятора. Система вождения куклы — перчаточная. Головой куклы управляют с помощью указательного пальца, а в руки куклы продеты большой и средний пальцы.

Одной из наиболее интересных кукол в мировом театре является тростевая кукла. Происхождение этого вида куклы очень древнее, ей более трех тысяч лет. Возникновение первых тростевых кукол связывают в основном с островом Ява (Индонезия). Ареал ее распространения — страны юго-восточной и Центральной Азии (Иран, Турция, Афганистан), отдельные ее разновидности встречаются у многих тюркских народов. С XVI в. эта кукла имела широкое распространение во всех странах Европы. В профессиональном театре тростевая кукла впервые "выступала" в 1918 г. в России в руках Н.Я. и И.С. Ефимовых в спектакле "Басни Крылова". Но особую популярность она получила в репертуаре Центрального театра кукол С. Образцова. В техническом отношении эта кукла привлекает тем, что она более выразительная в своих жестах, более пластичная, чем перчаточная кукла.

Из марионетки в более позднее время родилась планшетная кукла. Внешне эти куклы напоминают "родителей", только они больше по размеру, и у них нет никаких нитей. Высота таких кукол зависит от роста кукловода и может быть от 1 до 1,7 м.

Применение маски насчитывает тысячелетия. Маски существовали во многих театрах мира. В средневековой Европе они использовались гистрионами — бродячими актерами, в России — скоморохами. В период раннего Возрождения маска вошла полноправным творцом образа в искусство итальянского театра комедии дель-арте, использовалась маска и театром Масхара, завершившим свое формирование на территории Средней и Центральной Азии к XII в. Многие традиционные восточные театры — это театр масок. Широкое распространение маска получила в театре народов Азии, Индокитая. Есть маски, которые одеваются на пальцы или на руку. У каждого народа здесь есть свои традиции. Маска всегда означает постоянство, большое обобщение.

Теневой театр появился несколько тысячелетий назад на Востоке — у народов Индии, Китая, Индонезии, Ирана, Турции. Точно не установлено, где раньше. Упоминание о театре кукол в Китае относится к I в. до н. э. Традиционное искусство театра кукол Индонезии также уходит в глубь веков, и здесь оно имеет свои разновидности, например, ваянг — кулит (теневой театр кожаных плоскостных фигур, прикрепленных к бамбуковой трости). Считается, что теневой театр — это древнейший прототип кино, а кино — усовершенствованный в XX в. тот же театр теней.


Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна