Обучение

Сценическая интерпретация танцевального фольклора и принципы его обработки

Событие завершилось
16+

Произведение народного творчества многозначно по своей образности. Оно допускает многовариантность прочтений и трактовок, каждая из сценических интерпретаций его может быть новым произведением, не повторяющим предшествующего. Но для этого, конечно, надо хорошо знать первоисточник, иметь возможность изучить его досконально. И здесь остро вставали и встают по ныне проблемы охранной политики по отношению к аутентичному фольклору, фундаментального изучения, записи и сохранения всего арсенала средств народного танцевального творчества. При наличии зафиксированного фольклорного первоисточника хореографу можно не бояться отойти от него как угодно далеко, вплоть до синтеза его с эстрадными, роковыми и модерн — формами. В худшем случае здесь можно говорить о неудаче отдельного постановщика, а не о риске утраты самой фольклорной традиции. Информация, извлеченная из памяти не только народных исполнителей, где в «пассивном» состоянии, как бы в анабиозе, хранится довольно большой танцевальный репертуар, но и из записей и сборников фольклора, даёт возможность для его «второй» жизни. Старые формы народного хореографического творчества исчезают с тем, что бы дать жизнь новым. Фольклорная река уходит под землю, чтобы из глубины насыщать животворными соками корни новых побегов. Она питает ныне любительское и профессиональное творчество, предоставляя художникам богатейший арсенал выразительных средств, идей, образов.

В коллективной сценической трансформации фольклора, белорусские учёные, такие как С.В. Гутковская, Ю.М. Чурко, выделяют несколько основных способов:

— максимальное сохранение форм аутентичного фольклора, когда народный танец не подвергается или почти не подвергается обработке;

— художественная обработка фольклорного образца, при которой сохраняется его первооснова;

— разработка основного образного ядра, пластического лейтмотива, фольклорного первоисточника;

— стилизация, т. е. создание авторского сценического произведения, сохраняющего и развивающего традиции всего народного творчества, без опоры на один конкретный оригинал 

Следует отметить, что в период расцвета народно-сценического танца, широкого распространения самодеятельных коллективов, их успехов у себя на Родине и за границей, а также во время первого появления на сцене этнографических коллективов, предъявивших аутентичный фольклор, была высказана концепция, исходя из которой традиционное народное творчество оценивалось как памятник культуры, имеющий лишь историко–этнографический интерес и долженствующий находиться в музее, а не на сцене. У сторонников другой, альтернативной точки зрения явления глубокой эрозии в самодеятельном да и профессиональном творчестве породили сомнение не только в продуктивности методов трансформации фольклора, но и вообще в целесообразности существования коллективов его сценически интерпретирующих.

Активные преобразования, происходящие в конце XX века в белорусском обществе, значительно повлияли на развитие любительского хореографического искусства, что позволило балетмейстерам обратиться к экспериментам в современных танцевальных жанрах с использованием подлинного белорусского фольклора. Конец XX века стал периодом поисков: на смену привычному перечню белорусских танцев пришли новые варианты прочтения белорусского хореографического фольклора. Современные методы его разработки отразились в постановке балетмейстерами (О. Беляевой, С. Гутковской, Л. Симакович, О. Ямпольской и др.) множества хореографических «льняных» композиций в стиле фольк-модерна, созданных путем стилизации.

На рубеже веков, спор о судьбе народного творчества разрешила практика: фольклоризм получил активное распространение и стал в нашей республике заметным явлением во многих видах искусства (хореографии, музыке, театре, декоративно-прикладном).

Необходимо отыскивать и собирать еще не забытые материалы по национальной хореографии, изучение которых позволит балетмейстерам сохранять и приумножать богатство белорусского танцевального искусства.

Изучая фольклор прошлого, мы должны особое внимание уделять развитию народного творчества наших дней.

Важнейшая особенность современного искусства — неразрывная связь его с жизнью и стремлениями народа.



Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна