Обучение

Специфика подготовки и проведения культурно-досуговой программы

Событие завершилось
12+

Подготовка досуговых программ начинается с моделирования, под которым понимается процесс систематизации способов, приемов и средств с целью создания новых оригинальных условий включения личности в процесс инкультурации через творческую деятельность. Моделирование осуществляется на двух уровнях. Первый условно можно назвать «интуитивным», когда специалист не может объяснить методический путь, схему построения им новой модели кулътурно-досуговой программы. Второй уровень условно можно назвать «осознанным». Он фиксируется, когда человек владеет технологией моделирования и на рациональном уровне ведет поиск новой модели программы. B.C. Садовская выделяет четыре этапа моделирования досуговой программы.

1 этап предполагает анализ известных досуговых программ. Здесь проявляется особая закономерность, которая состоит в том, что в основе любой «суперпрограммы» лежит традиционная форма социокультурной деятельности. В технологии моделирования это положение является аксиомой. Задача этого этапа моделирования — найти отличительные особенности разнообразных досуговых программ.

  1. этап моделирования — перенесение известных досуговых программ или их элементов в местные условия. В данном случае необходимо адаптировать содержание программы к местным условиям и творческим возможностям организатора.

  2. этап. Необходимо ввести элементы новизны в следующие структурные звенья программы: содержание, организационно-методические условия, сценарный ход, использование современных аудиовизуальных и других технических средств.

  3. этап — создание новой (авторской) модели программы, О ней можно говорить только тогда, когда есть элементы новизны во всех структурных звеньях.

По мнению И.П. Подласого, в процессе разработки и подготовки любой культурно-досуговой программы (воспитательного мероприятия) выделяются этапы целеполагания, планирования, организации и подготовки, реализации и анализа. В связи с этим педагога должен осуществлять действия в следующей последовательности:

1. Выбор темы на основе ее актуальности и связи с жизнью, обоснование педагогической целесообразности выбранной темы.

2. Определение формы мероприятия (конкурс, вечер, диспут и т. д.).

3. Постановка цели и воспитательных задач, решаемых в ходе подготовки и проведения мероприятия.

4. Создание творческой группы из числа учащихся по подготовке мероприятия, распределение обязанностей внутри группы. Опора на инициативу и самодеятельность учащихся.

5. Сбор материалов, необходимых для проведения мероприятия.

6. Написание и утверждение сценария. Учет интересов и склонностей учащихся, их возрастных особенностей, а также школьных обычаев и традиций при написании сценария.

7. Использование в сценарии краеведческого материала.

8. Опора на комплексный характер мероприятия в процессе написания сценария (разнообразие методов, приемов и средств, применяемых в ходе его подготовки и проведения).

9. Продумывание целостности и логики построения композиции мероприятия.

10. Подготовка художественных, музыкальных и технических средств, используемых по ходу мероприятия.

11. Определение места и времени проведения мероприятия с точки зрения педагогической целесообразности и воспитательной эффективности (класс, музей, актовый зал, спортивная площадка и т. д.; после уроков, вечером, в выходной день).

12. Выбор ведущего (критерии — коммуникативные и организа-торские умения, культура речи, общая культура и такт, находчивость и энергичность).

13. Продумывание содержания и методики проведения мероприятия:

а) соответствие содержания мероприятия поставленным целям;

б) познавательная и воспитательная ценность подобранного материала;

в) эмоциональная насыщенность информации, интерес детей к мероприятию, их активность;

г) реализация принципов воспитания;

д) сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм взаимодействия с учащимися в ходе мероприятия.

14. Приглашение гостей (с продумыванием формы приглашения).

15. Проведение необходимого количества репетиций.

16. Анализ наиболее удачных и неудачных моментов мероприятия после его проведения, выводы на будущее.

Однако организация некоторых мероприятий (диспут, беседа и др.), построенных на технике общения с аудиторией, имеет некоторую специфику, отражающуюся в методике их подготовки.

Несомненную ценность для продуктивного проведения досуговых программ представляет педагогическое регулирование внутренних коммуникаций аудитории. Особый интерес в плане рассматриваемой проблемы представляют разнообразные методы, способствующие общению участников программы. В зависимости от вида программы они могут быть следующие:

  • дискуссии, дающие возможность участникам программы высказать свое мнение, точку зрения по интересующей проблеме;

  • игры-драматизации, позволяющие индивидуализировать проявления творческой активности аудитории, дающие возможность «опробовать» себя в различных ролях;

  • коллективное пение, являющееся средством группового сплочения;

  • хороводно-танцевальные фрагменты, направленные на укрепление сплоченности участников программы и снятие напряжения;

  • слайд-просмотры, способствующие расслаблению и активизации творческой деятельности участников;

  • конкурсы, дающие возможность самореализации личности — петь, танцевать, играть и т. д.

Немаловажным фактором в успешной организации досуговых программ является профессионализм социального педагога-ведущего. Какова функция ведущего программы? Какова его роль? Что он решает и в какие именно моменты организации и проведения досуговой программы? Все это в первую очередь зависит от жанра самой программы. Ведущий может взять интервью у героя программы, этим укрупнит его значение. О чем интервью и какие вопросы следует задавать — это должен решить ведущий в зависимости от особенностей аудитории, специфики ситуации, установок сценария и т. д. Герой программы может быть интересен публике как человек, могут быть интересны его увлечения, его работа, его возраст, семейное положение. А в определенной ситуации можно вообще не говорить с конкретным героем, а взять интервью у его друзей, товарищей. Пусть они расскажут о нем, как о своем лидере.

Возьмем другую программу — конкурсно-игровую. Здесь ведущий, кроме представления команд, объяснения условия конкурса, должен предусмотреть побочную сюжетную линию — выбрать лучшего игрока из числа зрителей, причем помогать выбирать будет весь зал. Все это необходимо предвидеть ведущему, надо закладывать такие возможности в структуру драматургии досуговых программ. Тогда ведущий будет профессиональным на протяжении всего действия. Главная задача ведущего — все время находиться в контакте, следить, координировать все моменты прохождения программы.

Ведущий должен быть всегда сосредоточен на поиске своих выигрышных качеств и свойств, которые определяют эффективность (и эффектность) его работы. Это и громкий и уверенный голос, манера держаться во время ведения программы, уровень информированности, умение петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах и т. д.

Разговаривая, ведущий должен следить за собой, избавляясь от вредных привычек (активно жестикулировать, гримасничать и т. д.). Ведя диалог с участниками программы, а ими часто бывают деятели искусства, ветераны войны и труда и др., необходимо уметь их слушать. Пословица гласит: «Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает».

Таким образом, специфика успешной работы ведущего досуговой программы опирается на множество средств: язык родной страны, язык взглядов, язык слов, язык жестов, язык касаний, язык молчания. Успех работы ведущего во многом зависит от содержания программы, ее цели, особенностей аудитории и возможности всех ее участников реализовать свой творческий потенциал.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод: специфика моделирования и проведения культурно-досуговых программ предполагает различное сочетание видов досуговых программ, их моделирование с учетом особенностей аудитории, ее запросов и потребностей, имиджа ведущего. Все это в комплексе несомненно дает положительные результаты по инкультурации и гармонизации личности в социокультурной сфере в процессе культурно-досуговой деятельности.

Специалисту следует помнить, что правильно разработанная и полноценно реализованная культурно-досуговая программа содействует приобщению детей к миру культуры, развитию их творческого мышления и познавательного интереса, приобретению опыта самореализации в процессе совместной творческой деятельности. 

Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна