Лекция «Музыкальные инструменты русского народного оркестра»

Событие завершилось

Музыкальное искусство многолико. Нашлось в нем достойное место для народного оркестра. Привлекают внимание публики не только выступления экзотичных волынщиков и виртуозных аккордеонистов, гавайских мастеров игры на укулеле и ямайских — на маримбуле. Мировой популярностью пользуются коллективы исполнителей, играющих на этнических русских инструментах.
Каждый народ стремится к сохранению собственной самобытности. Особенное место в этом отводится традиционной музыкальной культуре, складывавшейся на протяжении столетий. В музыке отражается душа этноса. Поэтому так важно бережно относиться к этому бесценному наследию.
В состав русского оркестра включаются народные инструменты, получившие широкое распространение на территории огромной страны. Здесь можно встретить и непременно вызывающие у иностранцев ассоциацию с Россией балалайки с бубенцами, и жалейки с владимирскими рожками, и свирели с гуслями. Какие инструменты входят в состав русского оркестра? Исполнители, по мере сил популяризующие музыку с помощью инструментов, происхождение которых уходит вглубь отечественной истории, заслуживают всяческого уважения. Они сберегают национальное наследие, помогают осознать, каковы источники происхождения отечественной культуры.
Такие коллективы немалочисленные, так как народные музыканты, как это ни удивительно, пользовались немалым арсеналом творческих орудий. Поэтому в оркестр русских народных инструментов входят целых четыре оркестровых группы: 1.струнных, 2.духовых, 3.ударных; 4.гармоник. Группы духовых и ударных удачно дополняются получившими распространение в России музыкальными инструментами европейского происхождения, а не состоят исключительно из этнических. Струнные инструменты народного оркестра Важнейшую роль в возрождении этнической музыки в России сыграл струнный народный оркестр. Он пополняется инструментами из трех семейств: домр, балалаек, гуслей. Домра: У трехструнного русского музыкального инструмента несколько подвидов. В оркестрах, как правило, можно встретить домру-пикколо, малую и басовую. Балалайка: Это самый первый инструмент в русском оркестре. Ведь все начиналось с «Кружка любителей игры на балалайке», из которого выросло мощное движение, возрождающее русскую этническую музыку. Привлекательность трехструнного инструмента с треугольным корпусом объясняется звонким и мягким звучанием, теплотой и нежностью тембра.
Балалайки в народном оркестре до сих пор значимы. И не только прима с секундой, но и альт с басом и контрабасом.
Гусли: Если спросить обычного россиянина, какие инструменты входят в состав русского оркестра, то можно не сомневаться, что он вспомнит о гуслях. По большей части оркестранты пользуются клавишными или щипковыми. Но возможно также применение звончатых (крыловидных). Баяны и гармоники: При Советской власти этническая музыка, как и всякое искусство народного происхождения, оказалась в почете, ее поддерживали официально и популяризовали. А состав народного оркестра стало нелегко представить без гармоник, важнейшим представителем которых заслуженно стал баян.
Удачная конструкция кнопочного аккордеона, способного заменить целый оркестр, привела к его повсеместному распространению. В России его именуют исключительно баяном, ценя за широту диапазона (5 октав) и богатство тембра. У специальных гармоник, в отличие от баяна с двусторонней клавиатурой, она одна — правая. Помимо стандартных альта, тенора, сопрано и контрабаса можно послушать гармоники, у которых тембровый окрас звучания (как у флейты, валторны, и т. д.) Оригинально звучание гармоник, нареченных областными, не получившими более широкого распространения, к примеру, ливенской. Духовые инструменты: Составляют народный духовой оркестр артисты, пользующиеся, наряду иностранными, и инструментами исключительно отечественного происхождения: владимирским рожком. Применяется в виде альта, сопрано, тенора; жалейками; свирелями; многоствольными кугиклами. Европейские духовые инструменты: Жизненно необходима полноценному музыкальному коллективу и большая группа духовых, происхождение которых никак не посчитаешь этническим. Флейта: Вряд ли стоит отказываться от неоспоримых достоинств мелодичной и выразительно звучащей флеты. Флейта — пикколо: Рассматривая инструменты, входящие в народный оркестр, обнаруживаем здесь и ее пронзительно свистящую миниатюрную версию. Гобой: Неразумно отказываться и от проникновенно выразительного гобоя. Английский рожок: Не обходится народный музыкальный оркестр и без альтового гобоя — английского рожка, отличающегося мягкостью и насыщенностью тембра. Ударные инструменты народного оркестра: Из симфонического в состав оркестра народных инструментов вошла группа ударных. Она эффектно дополняется шумовым наследием, которое досталось от русских скоморохов. Ложки: С помощью трех удлиненных музыкальных ложек, для изготовления которых берут древесину твердых пород, музыкант извлекает более звонкие звуки, чем посредством кастаньет. Трещотки: Извлечение щелкающего звука достигается встряхиванием дощечек, нанизанных на шнурок. Дрова: Также в состав оркестра русских народных инструментов входят дрова — предшественники ксилофона.
Шаркун: Так назвали деревянную погремушку, наполненную сухим горохом. Коробочка: Ритмичный цокающий звук получают постукиванием барабанных палочек по деревянному бруску. Немного истории: Впервые на официальную сцену как родоначальник современного русского народного оркестра в 1888 году вышел октет исполнителей во главе с балалаечником Василием Андреевым. По его заказу придворным мастером были специально изготовлены балалайки нескольких разновидностей.
Энергичная деятельность основателя ансамбля, сотрудничавшего с известными профессиональными музыкантами, привела к тому, что: удачно заложили основы исполнительской деятельности, что выражается в продолжающемся доныне использовании квартового строя. Уже через три года начали гастроли по России. Первоначальный состав оркестра русских музыкальных инструментов расширился с введением гуслей и духовой группы. И парижская Всемирная выставка 1900 года восторженно приветствовала народных исполнителей. Уже в годы Советской власти сложнее стало сразу сосчитать, сколько музыкантов в народном оркестре. Его значительно пополнили, в том числе, гармониками и пришедшими из оркестра симфонического гобоем и флейтами. Интересные факты. В России музыкальные инструменты народного оркестра не получали официального признания очень долго. Причиной тому была жесткая позиция, занимаемая руководителями православной церкви. Со времен крещения Руси они рассматривали народных музыкантов, скоморохов, как своих врагов, отстаивавших языческие обряды и верования.
Потому и принималось Стоглавым собором во времена Ивана Грозного решение о запрете бесовских и греховных балалаек, гуслей (только появившихся), дудок.
Могущественный патриарх Никон, реформировавший российское православие, вместе с царем Алексеем Михайлович повелел в Москве бросить в костер отобранные у скоморохов инструменты. Видать, их было немало, так как костер жгли не один день.
Внедрение Петром Великим западной культуры также не пошло на пользу народной музыке.
Но она выжила, нашла своих популяризаторов, распространилась по миру. Так и возник, помимо прочих, такой удивительный оркестр, как «Токийская балалайка», в котором все исполнители — японцы.

Сведения предоставлены организацией МБУ ДО «ДШИ № 2» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна