Методы формирования активного восприятия музыки детьми

Событие завершилось
12+

Перед тем как перейти к рассмотрению методов формирования активного восприятия музыки детьми необходимо обозначить особенности музыкального восприятия и слушания музыки в контексте рассматриваемой темы.

Музыкальность укрепляет эмоционально-волевой тонус человека, помогает ему овладеть очень важной для психологического развития формой активного эмоционально-творческого познания.

Слышать, воспринимать музыку — это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений.

Известный музыкант-психолог Е.В. Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие — в зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие — прочувствованное и осмысленное. Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феноме. В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха. Важно формировать именно музыкальное восприятие.

Признаки музыкальности:

Первый признак — способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.

Второй признак — способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления.

Третий признак — проявление творческого отношения к музыке.

Восприятие зависит от уровня музыкального и общего развития человека, от целенаправленного воспитания. Исходя из этого, можно сделать вывод, что восприятие музыки взрослым человеком отличается от детского тем, что музыка способна вызвать более богатые жизненные ассоциации, чувства, а так же возможностью на ином, чем дети, уровне осмыслить услышанную музыку.

Правомерным считается замечание, что в восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает — движение, слово, игра и т. д. Следовательно, развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности: слушание музыки, пение, танец, игра на музыкальном инструменте.

Музыковед И. Нестьев отмечал, что с древнейших времен человек стремился воспроизводить в пении или в инструментальных наигрышах то, что он слышит вокруг себя: щебетание птиц, грохотание грома, журчание ручья, жужжание прялки. На основе этого предположения можно выстроить предполагаемый метод «Я познаю мир!» направленный на формирование активного восприятия музыки детьми, содержание которого будет заключаться в том, что обучающийся большое внимание будет уделять происходящему вокруг, окружающей его действительности, природе.

Для детей характерным свойством возрастных особенностей является подражательность: они активно подражают действиям взрослого, что способствует первоначальному развитию способов исполнительской деятельности.

МЕТОДИКИ. ПРОГРАММА.

Сложный процесс детского музыкального восприятия предполагает использование:

— художественного исполнения произведений;

— слова педагога (краткое, яркое, образное и направленное на характеристику содержания произведения, средств музыкальной выразительности);

— наглядных средств.

Чтобы вызвать активную деятельность детей, педагог при помощи образного или поэтического слова раскрывает содержание песни, игры, пьесы для слушания, активизирует воссоздающее воображение ребенка — вызывает в нем образы, вовлекает его в «мысленное действие» в соответствии с действительным или предполагаемым сюжетом музыкального произведения.

Методики:

Методика немецкого композитора Карла Орфа. Данная методика входит в учебное пособие «Шульверк» (в переводе на русский язык это название означает школа действия, школа творения, т. е. нацеливает на активное действие, сотворчество):

• музыкальная импровизация детей является основным методом музыкального воспитания в "Шульверке";

• творческие музыкально-театрализованные игры, в которых объединяются пение, речь, игра на музыкальных инструментах.

Методика венгерского композитора Золтана Кодая.

Пение — основа методики (системы).

Обучение детей пению проводится с использованием релятивной (относительной) системы на основе песен и попевок. Эта система использует вместо нот пение по ручным знакам, обозначающим не названия нот, а названия ступеней гаммы (1, 2, 3-я и т. д.), которые одинаковы в любой тональности. Каждая ступень обозначается слоговым названием: йо, ле, ми, на, со, ра, ти.

Программа советского композитора, педагога — Д.Б. Кабалевского

— игровые ситуации (младшие классы): знакомство с тремя китами на основе сказки-легенды; игровое четырехручие (например, «Хор козлят» из оперы М. В. Коваля); часто на уроках в начальных классах учитель инсценирует песню для хорового исполнения (например, «Игра в гостей» Д.Б. Кабалевского: класс делится на 2 группы, которые поют, сопровождая пение легким поклоном головы и туловища);

— смена ролей (старшие классы): ребята, для того чтобы почувствовать себя искателями, творцами, с помощью учителя (но не через назидание, наставление) приходят к важным выводам, высоким нравственным ценностям;

— словесные пояснения учителя, беседы с учащимися;

— включение движения (тренировки, ритмичными и соответствовать настроению музыки);

— игра в оркестр (раздаются элементарные музыкальные инструменты: палочки, звоночки, погремушки, металлические и деревянные ложки (все это они могут принести из дома). Под исполняемое в звукозаписи произведение дети негромко выполняют заданные учителем ритмы. Когда они привыкнут к такой игре, можно предложить им импровизировать ритм. Учитель во время исполнения музыки указывает, какой именно группе надо вступать со своим инструментом, играть в оркестре надо в соответствии с настроением музыки: весело, бодро, громко, или тихо, нежно, или затаенно, со страхом);

— импровизация мелодий (собственная мелодия, сочиненная на грустный, веселый, таинственный или героический текст, поможет полнее воспринять аналогичное по настроению музыкальное произведение);

— повторение (игровая форм — викторины, концерты-загадки, концерты по заявкам).

Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна