Выставка «Счастье, проходящее мимо»
Участники ТРИВА, работавшие на рубеже 70–80-х годов при Кузнецком металлургическом комбинате (КМК), не расставались с камерами и за пределами завода, и рабочего дня. В результате большая часть работ — это повседневные сценки на улицах Новокузнецка 80-х годов.
Принципы, по которым снимали фотографы, — отказ от ретуши и кадрирования отснятого материала. Но главное — полный отказ от постановочных кадров. Все, что происходит в кадре, происходит на самом деле; человек с камерой никогда не подсказывает героям, как делать это фотогеничнее, и не просит повторить упущенный им момент. Этот принцип невмешательства был весьма нетипичен для официальной советской фотографии.
ТРИВА не гнались за яркими внешними эффектами. У ТРИВА — простые истории простым языком. Но это простота, как у Чехова, — внешняя простота, за которой скрывается глубина и чистота и емкость языка, которой нужно учиться годами. Эти фотографии — шедевры, потому что они — не про эффекты, а про человеческую жизнь, про вопросы бытия.