Выставка «Пушкин в нотных изданиях XXI века»
В Доме Пашкова открыта выставка, посвящённая присутствию творчества Александра Сергеевича Пушкина в музыке и современности, из цикла «Музыкальная Пушкиниана: из фондов МЗ РГБ».
Почти сто российских и одно французское издательство начиная с 2000 года выпустили сборники, произведения крупной формы или отдельные сочинения в составе сборников, связанные с именем великого русского поэта. Творчество современных композиторов, обратившихся к стихам, сюжетам и биографии Пушкина, как и их предшественников-классиков, охватывает все существующие музыкальные жанры: опера, балет, кантата, оратория, хоровые, симфонические камерно-инструментальные, вокальные произведения.
На выставке можно познакомиться с переизданиями сочинений русских классиков. Среди них красочно оформленные клавиры опер «Руслан и Людмила» Михаила Глинки, «Сказка о Царе Салтане», «Моцарт и Сальери» Николая Римского-Корсакова, «Пиковая дама» Петра Чайковского, и изданные в строгом классическом стиле «Борис Годунов» Модеста Мусоргского, «Алеко» Сергея Рахманинова, «Золотой петушок» Николая Римского-Корсакова, «Евгений Онегин» Петра Чайковского. Внимание зрителя привлекут издания, представляющие современное прочтение классических опер. Таковы оперы Александра Даргомыжского под редакцией Льва Конова: «Каменный гость (с двенадцатью вставками из „Вернисажа-симфонии“)», «Русалка» и «Торжество Вакха», решённые в синтетическом жанре, совместившем черты феерии, оперы-балета и клавира-учебника. С ними соседствует двадцатиминутная «опера про оперу» — «Евгений Онегин» и «Продолжение „Евгения Онегина“» из цикла «27 опер Андрея Семёнова (маленькие оперы)».
Современные оперы представлены также сочинениями «Станционный смотритель» и «Выстрел» Александра Смелкова и оперой для детей «О чёрной зависти, говорящем зеркальце и прекрасной царевне» Юрия Лисицына по сказке Пушкина. Ценным и редким изданием можно признать клавир музыки Дмитрия Шостаковича к мультипликационному фильму «Сказка о попе и работнике его Балде» в переложении Вадима Бибергана.
В новом преломлении можно увидеть на выставке знаменитую «Метель» Георгия Свиридова: это произведение, изданное в виде учебно-методического пособия для формирования оркестрово-ансамблевых коллективов, предназначенного для музыкантов с ограниченными возможностями по здоровью и для любых нестандартных составов оркестров, предстаёт как музыкально-литературная композиция с музыкальными иллюстрациями.
В числе произведений крупной музыкальной формы на выставке представлены: кантата Михаила Ипполитова-Иванова «Памяти А.С. Пушкина», партита для фортепиано «Пушкин» Владимира Дашкевича, сюита для баса и фортепиано «Эпиграфы из повести А.С. Пушкина „Пиковая дама“» Александра Бузовкина, хоровая сюита «Зимнее утро» Дмитрия Панова на стихи классика, вокальный цикл Сергея Беринского «Семь стихотворений А.С. Пушкина». Среди современных произведений, посвящённых пушкинской теме, встречаются необычные авторские жанры — можно отметить композицию Эльмиры Хечикян «Венера Московская» для скрипки и фортепиано (или для скрипки и синтезатора) по мотивам произведений «Пиковая дама» Пушкина и Чайковского.
Наиболее разнообразные и многочисленные экспонаты связаны с жанром романса — здесь представлены самые любимые, популярные и доступные для исполнителей любого уровня произведения. Украшением выставки служит элегантный том в синем бархатном переплёте «Романсы пушкинской поры», составленный в виде истории русского романса с 1821 по 1837 год, он принадлежит к числу 500 пронумерованных экземпляров, выделенных из полуторатысячного тиража. Издания классических романсов включают произведения Михаила Глинки, Александра Алябьева, Милия Балакирева, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, Антона Аренского, Иосифа Геништы. Посетитель выставки сможет увидеть редкую публикацию романса Георгия Конюса «Что в имени тебе моём?».
В многообразии изданий продемонстрированы романсы современных композиторов на стихи Пушкина. К ним относятся и монотематические сборники, как например: «Произведения композиторов России на стихи А. Пушкина», куда вошли романсы Никиты Богословского, Михаила Слонова, Евгения Голубева, Владислава Казенина, Юрия Николаева, Игоря Голубева, и циклы романсов одного автора: «Зови надежду…» Мурада Кажлаева на стихи Пушкина и Лермонтова, сборник романсов «Души прекрасные порывы…» Виктора Хотинова, «Музыкальное приношение Пушкину» Валентины Дроцевич, сборник романсов «Что в имени тебе моём» Нины Буйновой, сборники романсов на музыку Нины Макаровой, Марины Чистовой, Марка Трутко, Варвары Гайгеровой, «Арфа серафима: вокальный цикл на стихи А.С. Пушкина» Георгия Дмитриева, сборник вокальной музыки «Мечты, мечты, где ваша сладость?..» Ирины Брайловской.
Украсили собрание «пушкинских» романсов богато иллюстрированные издания. «Слыхали ль вы.? Поэзия А.С. Пушкина в музыке его современников» — нотный альбом с аннотациями, составленный Риммой Хананиной и изданный к 175-летию трагической гибели поэта. Рядом — авторский сборник Елены Кудымы «Музы, воспетые А.С. Пушкиным». Эти сборники сопровождаются информативными статьями историко-культурного и биографического характера.
Столь же многообразно представлены на выставке хоровые произведения на основе пушкинской поэзии: хоры и переложения для хора произведений Михаила Глинки, Александра Даргомыжского, Николая Римского-Корсакова, Петра Чайковского, Александра Алябьева, Антона Рубинштейна, Эдуарда Направника, Николая Черепнина, Василия Калинникова и других композиторов. Посетители выставки познакомятся с оригинальными хоровыми сочинениями XXI века: это концерт Юрия Фалика «Пушкинские строфы», «Два стихотворения А.С. Пушкина» Антона Вискова, кантата ростовского композитора Виталия Ходоша «По прочтении „Архиерея“ А. Чехова», в первой части которой, «Молитва св. Ефрема Сирина», звучат пушкинские строки, хор «Истина от Пушкина» из Диптиха для камерного хора, органа и фортепиано советского, российского и таджикского композитора Толибхона Шахиди, сборник екатеринбургского композитора, радиоинженера и изобретателя Виктора Хотинова «Хоровые произведения на стихи А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова», цикл из пяти хоров a cappella «Тиха украинская ночь» московского композитора Иона Мельника, избранные сочинения для хора «Награда для певцов», автор которых — министр культуры Калужской области Александр Типаков.
В факсимильном издании Сергея Слонимского «Самарский альбом» опубликован «Гимн Самарского государственного университета», музыку к которому написал Сергей Слонимский на слова Пушкина и студентов СамГУ: текст гимна — творчески переработанный стих «Если жизнь тебя обманет…».
Значительное место занимает поэзия Пушкина и в детском музыкальном репертуаре. Хоры, пьесы, песни, ансамбли на стихи поэта входят в продолжающиеся издания «Московские композиторы — детям», «Нотный бал», «Нотный альбом». Здесь выделяются ярко иллюстрированы издания с художественно оформленными обложками — «У Лукоморья» Ольги Кузьмичёвой, «Отзвуки детства» Георгия Карчевского, «Хоры для детей» Сергея Слонимского, «Колыбельные» Игоря Мирославского.
Ярким штрихом музыкальной пушкинианы XXI века стали необычные аранжировки вокальных и инструментальных произведений, известных оперных и симфонических фрагментов, таких как «Увертюра» из оперы «Руслан и Людмила» в транскрипциях для органа и «первых скрипок», «Вальс» Георгия Свиридова к повести «Метель» для двух баянов, «Марш Черномора» для детского шумового оркестра, «Каватина Гориславы» из оперы «Руслан и Людмила» в переложении для трубы, «Хор мальчиков» из оперы «Пиковая дама» для аккордеона, гитарные и многочисленные фортепианные переложения.
Оригинальный авторский подход к музыкальному воплощению пушкинской темы можно увидеть в фортепианном цикле «Русский мир» Натальи Конуркиной, где собраны пьесы с эпиграфами из произведений поэта. Необычное тембровое решение использовал Владислав Казенин, создавая «музыкальную биографию» поэта в своей сюите для фортепиано в четыре руки, пистолета и колокола «А.С. Пушкин. Страницы жизни».
На выставке присутствует несколько изданий, в которых раскрывается интерес зарубежных стран к русской вокальной музыке. В каждом из них есть романсы и песни на стихи А.С. Пушкина. В первую очередь это парижское издание 2002 года монографического цикла Эдисона Денисова «Ton image charmante…», в котором содержатся десять мелодий для сопрано или тенора в сопровождении фортепиано на стихи Александра Пушкина. Уникальные и редкие издания — билингва «Русские романсы: перевод и транскрипция на китайском языке» для голоса с сопровождением фортепиано (составитель и автор предисловия Чэнь Вэньци) и русско-английский сборник Иды Добаржич и Фрэнка Пола для англоговорящих читателей, изданный в Ярославле, «Sing Russian songs in English: Поём русские романсы по-английски». В эти сборники включены классические русские романсы на стихи Пушкина.
Куратор выставки — Юлия Милёшина, главный библиотекарь отдела нотных изданий и звукозаписей.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.