Лекция на тему «Симфония №41 Моцарта»
Преподаватель МБУ ДО ДШИ №2 г. Старый Оскол Гольева Н.А. проведет лекцию, посвященную симфонии Моцарта №41 До мажор.
Последняя симфония Моцарта известна под названием «Юпитер». Не будучи авторским, название оказалось очень удачным: в музыке симфонии много величавой торжественности (грандиозные масштабы, оркестр с трубами и литаврами, тональность С-dur — в музыке XVIII века она часто символизировала яркий солнечный свет, силу и величие).
Главная тема I части (сонатное allegro, C-dur) строится на 2-х контрастных элементах. Первый — волевой и энергичный (tutti, f, унисон, фигура тираты, которая ассоциируется с ударом молнии). Второй элемент (p, аккордовое изложение, струнные) вопросительный и мягкий. Дальнейшее продолжение главной темы развивает ее героический элемент.
Побочная тема — лирическая, мечтательная и нежная (хроматизмы, изысканная ритмика, звучание струнных инструментов). Однако совершенно неожиданно она обрывается генеральной паузой, после которой весь оркестр внезапно вступает в мрачном c-moll, с tremolo струнных. Заключительная партия — задорная, «приплясывающая», она связана с веселым миром опер buffa.
Разработка начинается коротким модуляционным сдвигом из G-dur →Es-dur (унисон духовых) и поначалу сосредотачивается на материале заключительной партии. Ранее буффонная, она постепенно преображается в напористую и волевую.
Изменения в репризе не существенны: фактура обогащается небольшими имитациями; в оркестровке бóльшее участие принимают духовые инструменты; «прорыв в побочной» со сдвигом в минор проводится более основательно.
Лирическая медленная часть — Andante cantabile, F-dur — также написана в контрастной сонатной форме. Ее общее спокойное, безмятежное настроение дважды нарушается контрастным вторжением драматических эмоций (в экспозиции и в разработке).
Музыка менуэта (C-dur, сложная 3х-частная форма) отличается многогранностью. Лирическая напевность (основная тема родственна побочной партии первой части) сочетается с решительными фразами с героическим оттенком (они акцентированы трубами и литаврами).
В трио (C-dur) ярче выявлены жанровые танцевальные черты. Помимо изящной шутливости здесь проступают и лирические черты. В центре трио возникает новая тема, предвосхищающая будущие лендлеры Шуберта.
Симфонию завершает празднично-триумфальный финал (C-dur). Его сонатная форма напоминает фугу, настолько велика здесь роль полифонии. Все темы даются сначала в гомофонном изложении, а затем по-разному полифонизируются. На основе 1-й темы (в духе старинного григорианского хорала) выстраивается фугато (в сонатной форме оно выполняет функцию связующей партии). 2-я, гаммообразная, главная тема многократно проводится в каноническом изложении. В эту полифоническую игру включаются и напевная побочная тема (G-dur). Полифоническое развитие захватывает разработку и репризу. Темы и их элементы контрапунктируют друг другу, возникают разнообразные имитации, стретты, обращения, перестановки голосов. В большой коде в одновременном полифоническом звучании объединяются все темы финала.
Лекция будет сопровождаться звучанием фрагментов частей симфонии №41 Моцарта.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.