Ловушки в начале партии. Пятая и шестая ловушка

Событие завершилось
12+

Ловушки в шашечной партии

 Основные стратегические приёмы борьбы

К основным стратегическим приёмам борьбы относятся комбинации, жертвы, угрозы, ловушки и др. Комбинации и жертвы позволяют быстро и с минимальными потерями завершить партию в свою пользу.

По своей практической ценности ловушки уступают комбинациям и жертвам,  но дополняют и расширяют понимание игры, хотя встречаются не часто и не играют решающей роли (Т.Л. Шмульян).

Ставя ловушки, один из играющих создаёт у себя видимость слабости и тем самым как бы предлагает противнику её использовать. В действительности же эта слабость оказывается ложной и за ней скрывается выигрыш. Но очень важно, чтобы ловушечный ход не был слишком слаб, так как может быть легко разгадан. Полезно ставить многовариантные ловушки, т. е. делать такие ходы, которые создают сразу две, а то и три ловушки. И тогда противник может разгадать одну из них, но зато попасть в другую.

В работе представлены примеры из дебюта, миттельшпиля и эндшпиля.

Начинающим игрокам легче приступить к изучению стратегических приёмов борьбы с примеров, имеющих минимальное количество шашек. Такие позиции встречаются, как правило, в эндшпиле. Мною предложен следующий порядок изучения ловушек: в эндшпиле, в миттельшпиле и в дебюте.

Ловушки в эндшпиле.

Первая ловушка

Белые: b2(D), f2, g3

Чёрные: c1 (D)

Последним ходом чёрные напали дамкой  с поля  с1, после чего белые

сыграли        


  1. b2-a3,  поставив ловушку, в которую чёрные попались:
  1. …        с1-d2  ?
  2. a3-c1  и белые выигрывают,

т. к. на 2. … d2-c3 следует 3. c1-d2    c3:e1

4. g3-h4    e1:g3        5. h4:f2   Х,   а другие отходы чёрной дамки проигрывают в один ход.        

Вторая  ловушка

Белые: e5(D), h6

Чёрные: d8 (D)

Ходом  1. h6-g7  белые поставили ловушку:  1. …    d8-f6  ?   из-за 2. e5-b2!    e5:a1  (если  2. …e5:h8, то  3. e5-a1   Х)

8

7

6

5

4

3

2

1

a

b

c

d

e

f

g

h

  1.  g7-h8  Х  

Третья  ловушка                                                                        

Белые: a3,d4, e3,f4

Чёрные: a5, e7, g5,h6

Последним ходом белые сыграли  1. g3-f4,  поставив ловушку чёрным.

Чёрные ответили

  1. …        e7-f6?        и попали в ловушку.

Ничья была возможна после 1. …        e7-d6                

2. d4-c5  d6:b4        3. a3:c5   g5-h4

4.e3-d4    h6-g5        5. f4:h6        h4-g3   и т. д.

После 1. …      e7-f6?   белые выигрывают:

  1. f4-e5    g5-h4        3. e5:g7        h6:f8                   4. e3-f4        f8-g7                

5. d4-e5        g7-h6                6. e5-d6        h6-g5                7. f4:h6        h4-g3

8. d6-c7        g3-f2                9. c7-b8        f2-g1                10.b8-a7        g1-h2

11. h6-g7        Х

  Четвёртая  ловушка                                                        

Белые: a5, e3,f4                                                                  

Чёрные: a7, d8, , h4

8

7

6

5

4

3

2

1

a

b

c

d

e

f

g

h

Последним ходом белые сыграли  1. f2-e3,  поставив ловушку чёрным.

Чёрные ответили

  1. …        d8-e7  ?        и попали в ловушку.

(правильно играть 1. …         d8-c7  =)

        

2. e3-d4!  e7-f6        3. d4-c5   f6-e5 (не меняет результата и  3. …   f6-g5)

4. f4:d6    h6-g3        5. d6-c7         g3-f2  

6. c7-b8    f2-e1        7. b8-e5         e1-d2

8. c5-b6    a7:c5        9. e5-c3        d2:b4

10. a5:c3        Х

Пятая  ловушка                                                        

Белые: с5, d4, d6,e3                                                          

Чёрные: a5, d8,g1(D), h4

8

7

6

5

4

3

2

1

a

b

c

d

e

f

g

h

Последним ходом белые сыграли  1. c3-d4? ,  (правильно играть 1. e3-d4  =)

и попали в ловушку.

        

1. …    g1-h2!  

2. d4-e5    h2-f4        3. e3-g5        h4:b6  

4. d6-c7    a5-b4        5.c7:c3         d8-c7

6. c3-d4    c7-d6 Х        

Ловушки в миттельшпиле.

Миттельшпиль — середина  партии, в которую переходит её дебютная часть: в русских шашках после 7-10 ходов.

Часто ловушка в миттельшпиле включает в себя роздых.  Роздых — временный отдых (6, стр. 265), применительно к шашкам  — запасной ход.        

За многие годы увлечения шашками и работы педагогом по шашкам мною подобрана картотека ловушек в миттельшпиле. Некоторые из них я хочу предложить вашему вниманию.

Первая ловушка

Белые: a5, b4, c5, f4, g3, h2

Черные: c7, d6, e5, e7, g5, h6

 Последний ход чёрной шашки был  f6 — g5. Чёрные попадаются в заранее подготовленную ловушку, белые проводят комбинацию на тему роздых.

8

7

6

5

4

3

2

1

a

b

c

d

e

f

g

h

        

1.

c5 — b6!

g5: e3

2.

b6: g1

Х

Вторая ловушка

Белые: b2,  d2, d4, f2, g5                                                                        

Черные: a3, b6, d6, g7, h2

        Последний ход чёрной шашки был  b4 — а3. Чёрные попадаются в заранее подготовленную ловушку, белые проводят комбинацию на тему роздых.

8

7

6

5

4

3

2

1

a

b

c

d

e

f

g

h

b4 — a3

g5 — h6

a3: g1 (*)

h6: a7

g1: c5

a7: g1

Х

         (*)        

a3: c5

h6: f8

c5: g 1

f8: a7

Х

Третья ловушка

Белые: b4, c1, e3, f4, g5                                                                        

Черные: a3, c5, d6, e7, g7, h6

                Последний ход чёрной шашки был d8 — e7. Чёрные попадаются в заранее подготовленную ловушку, белые проводят комбинацию.

1.

d8 — e7

2.

f4 — e5

h6 –d2

3.

c1: e3

d6: d2

4.

b4: c1

Х

        

8

7

6

5

4

3

2

1

a

b

c

d

e

f

g

h

Четвёртая ловушка

Белые:        a1, c1, c3, c5, e3, f2, g1                                                                

Черные:  a3, b8, e5, e7, f8, g5, h2

                Последний ход чёрной шашки был f6- g5. Чёрные попадаются в заранее подготовленную ловушку, белые проводят комбинацию.

1.

f6- g5

2.

c5-d6

e5:c7

3.

c3-b4

a3:c5

4.

e3-f4

g5:e3

5.

f2:f6

Х

        

8

7

6

5

4

3

2

1

a

b

c

d

e

f

g

h

Пятая ловушка

Белые: a1, a3, b2, b4,c3, d2, e3, f2, f4, h2                                        

Черные: a5, b8, c5, c7, d6, e7, f8, g7, h6

                Последний ход чёрной шашки был h8-g7. Чёрные попадаются в заранее подготовленную ловушку, белые проводят комбинацию, где используют правило турецкого удара (в процессе взятия шашек противника нельзя дважды бить одну и ту же его шашку).

1.

h8-g7

2.

c3-d4

a5:c3

3.

b2:h8

Х

        

8

7

6

5

4

3

2

1

a

b

c

d

e

f

g

h

Ловушки в дебюте

Изучая законы шашечной игры, начинающим шашистам необходимо  понять сущность применяемых приемов, развить комбинационное зрение, научиться находить сильнейший ход в той или иной позиции.

 Различные комбинации встречаются и в самом начале партии. Проведению каждой такой комбинации обычно предшествует ловушка. В самом начале шашечной партии встречаются такие позиции, в которых с первого взгляда выгодное продолжение сразу же оказывается ведущим к проигрышу. Попасть в ловушку — это значит понести материальные потери или получить проигранную позицию.

Первая ловушка

Игра Бодянского

1. а3-b4 b6-а5 2. e3-d4 а7-b6 3. d2-e3 f6-g5 4. g3-h4? Этот неосторожный ход приводит белых к потере шашки. Следовало играть 4. c1—d2.  4… b6—c5! и, как бы белые ни побили, они проигрывают шашку. Например: 5. d4:b6 b8—а7 6. h4:f6 а7:аЗ, а следующим ходом черные забирают шашку белых f6.

                        

8

7

6

5

4

3

2

1

a

b

c

d

e

f

g

h

Вторая ловушка

Отказанный кол

1. сЗ—b4 b6-а5 2. еЗ—f4 а5:сЗ 3. d2:b4 f6—g5 4. g3—h4? Ошибочный ход.  Белые попадаются на ловушку и теряют две шашки. Правильно играть

4. b2—сЗ.

 4… g5:e3 5. f2:d4 h6-g5! 6. h4:f6 g7:a5X.

        

8

7

6

5

4

3

2

1

a

b

c

d

e

f

g

h

 

Третья ловушка

Тычок

1. c3-d4 f6-g5 2. d4-c5 b6:d4 3. e3:c5 d6:b4 4. a3:c5 e7-f6 5. d2-e3 g5—h4

6. b2—сЗ?  Ошибочный ход,  ведет к проигрышу шашки.  Правильно играть

6. b2-аЗ.   6… c7-d6!

7. c5:g5 h6:b4X.

8

7

6

5

4

3

2

1

a

b

c

d

e

f

g

h

        

Четвертая ловушка

Городская партия

1. c3-d4 d6-c5 2. b2-сЗ f6-g5 3. c3-b4 g7-f6 4. b4:d6 e7:c5 5. g3-h4 c7—d6 6. f1—g3 f6—e5? Этим разменом черные хотят освободиться от связки и попадаются в ловушку. Надо было продолжать 6… b6—а5 7. d4:b6 а5:с7.  

7. d4:f6! g5:e7  8. h4-g5! h6:f4  9. g3:a5, и белые выигрывают две шашки.

8

7

6

5

4

3

2

1

a

b

c

d

e

f

g

h

        

Пятая ловушка

Отказанная игра Филиппова

1. e3-d4 d6-c5 2. f2-e3 f6-g5 3. g3-h4 g5-f4 4. e3:g5 h6:f4 5. a3-b4 с5:еЗ? Правильно играть 5… с5:аЗ и после 6. d4—с5 b6:d4 7. c3:g3 шашек остается поровну. Ошибочный пятый ход черных проигрывает шашку.

 6. b4—с5! b6:d4 7. c3:g3, а черная шашка еЗ осталась в плену.

8

7

6

5

4

3

2

1

a

b

c

d

e

f

g

h

        

Заключение

Играйте, думайте, решайте!

Свободное время после школьных занятий мы стараемся направить на создание для ребят комфортного образовательного пространства и неформальной среды общения, создание ситуации успеха для каждого воспитанника, а, следовательно, и его дальнейшей адаптации в обществе.

Раскрыв свои потенциальные способности и попробовав их реализовать еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения.


Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна