Современные формы организации воспитательных мероприятий

Событие завершилось
12+

У всех педагогов одна цель — учить, развивать, воспитывать, но все идут к ней разными путями. Правильное направление работы педагога вместе с индивидуальными особенностями ребенка формирует всесторонне развитую личность.

Одним из главных принципов нашего образования является его гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Педагог должен уделять максимум внимания индивидуальным способностям каждого ребенка, т. е. каждый учащийся вправе рассчитывать на то, что его возможности будут учтены педагогом, а, следовательно, каждая личность сможет свободно и полно реализовать свои творческие способности.

Современные формы организации воспитательного процесса основаны на совместной обобщающей деятельности педагога и учащегося, реализуют личностно-ориентированный подход в обучении,  Обеспечивающий развитие творческих способностей, социально-профессиональной составляющей образованности учащегося. Они формируют устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируется более прочные, глубокие

Педагогу использование данных форм работы, с одной стороны, дает возможность лучше узнать и понять учащихся, оценить их индивидуальные способности, с другой — это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей. В ходе организации современных форм обучения и воспитания педагог повышает свой профессиональный уровень, развивает свои способности, креативность мышления.

Современные формы организации воспитательного процесса, необычные по замыслу, организации, методике проведения, вызывают живой интерес у учащихся, поскольку они не сковывают учебный процесс, а оживляют атмосферу, активизируют ребят, приближая учебу к жизненным ситуациям.   

Задача педагога на этапе планирования своей работы выбрать только те формы обучения, которые принесут максимальную пользу на конкретном этапе воспитательного процесса.

Брейнсторм («мозговой штурм», «мозговая атака») — «блестящая идея»; внезапная интуитивная идея, сопровождаемая непреодолимой эмоциональной реакцией.

В брейсторме каждый имеет право высказаться, любая мысль не будет признана плохой, поощряется фантазия. Идеи, предложенные для обсуждения в брейсторме, разрешается видоизменять комбинировать, улучшать.

Метод мозгового штурма — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при которой участникам обсуждения предлагают высказывать большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Мозговой штурм — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения. Широко используется для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.

Мозговая атака — способ активизации деятельности учащихся и быстрого генерирования идей при поиске ответа на конкретный вопрос или при решении проблемы.

Мозговую атаку можно применять как в качестве запланированного приема работы, так и при возникновении  спорного момента занятия или внеклассного мероприятия. Очень эффективен способ «мозговой атаки», когда учащийся решает проблему или конфликтную ситуацию, не имеющую однозначного решения, а также в случае возникновения полярно противоположных точек зрения по какому — то вопросу.

Этапы проведения мозгового штурма

        Правильно организованный «мозговой штурм» включает три обязательных этапа, каждый из которых отличается своеобразной организацией и четкими правилами их проведения:

1 этап. Постановка проблемы

В ходе этого этапа формируется проблема, поводится отбор участников, ведущего, распределяются роли. Выбирается способ поведения «мозгового штурма». Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку решаемой задачи. Создается экспертная группа, главная задача которой — отбор лучших предложений для дальнейшей доработки.

2 этап. Генерация идей

Время этого этапа 30 минут. Участники разбиваются на несколько команд по 5-7 человек, получают пустые карточки, на которых будут записывать новые идеи. Необходимо обратить  внимание участников, что нет ограничений на количество идей. Участники должны стремиться предлагать разнообразные идеи. Приветствуются необычные, фантастические, даже в какой-то мере абсурдные идеи. Полный запрет на критику и оценку идей. Обсуждение останавливает течение мыслей и сбивает с ритма.

Ведущий записывает все высказанные идеи. По окончанию отведенного  ведущий просит сообщить о количестве выдвинутых идей в каждой группе. Когда идеи иссякнут, ведущему необходимо прекратить «мозговую атаку».

3 этап. Группировка, отбор и оценка идей.

При обсуждении каждой идее необходимо уделить предельное внимание. Ведь каждая из них может быть правильной. Время этого этапа 30 минут. Идея может быть неплохой, хорошей, оригинальной, редкой, яркой, невозможной для реализации, интересной, полезной, блестящей, необычной.

 Дискуссия

Одним из наиболее успешно и широко применяющихся приемов работы педагога в образовательном процессе по обучению общения является дискуссия. Это особая форма коллективного сотрудничества, вызывающая активную напряженную мыслительную деятельность.  

С помощью дискуссии педагог умело включает учащихся в значимые для них разнообразные жизненные ситуации, вызывающие желание говорить, общаться, и предоставляет возможность высказать свою точку зрения, свое понимание обсуждаемого вопроса.

Главное назначение дискуссии — размышление и обмен мнениями участников, поиск истины.

Дискуссия — это такой публичный спор,  целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса.

Цель проведения учебных дискуссий — развитие критического мышления учащихся, формирование их коммуникативной и дискуссионной культуры.

Самым значимым и важным правилом дискуссии является умение слушать и слышать.

                                 Требования к поведению дискуссии.

  • Вопросы дискуссии должны быть актуальными, интересно сформулированы.

  • Руководитель должен обладать широкой общественной и научно-технической эрудицией, а также способностью длительное время находиться в большой умственном напряжении.

  • Руководитель дискуссии должен отлично знать актуальные вопросы современной жизни, должен быть знаком с новейшими открытиями в науке и технике.

  • Педагог должен способствовать созданию эмоционально-нравственной ситуации.

Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна