Основные принципы обучения народному пению

Событие завершилось
16+

Первые шаги в вокале посредством фольклора

Методика вокального обучения является наиболее специфической сферой подготовки народного певца. Именно в процессе пения обнаруживается уровень его вокально-образного мышления, «внутреннего» восприятия музыки, способности к народному интонированию. В вокальном исполнении проявляется манера пения. Вокальная методика оказалась в центре дискуссий о возможных путях обучения народному пению. Поиски пошли по двум направлениям:

  1. Возможность точного сохранения аутентичных образов диалектных манер русского народного пения
  2. Профессиональная постановка голоса в общерусской (наддиалектной) манере народного пения.

   В соответствии с этим сложилось две методики вокальной работы с народными голосами:

  1. С установкой на локальность.
  2. На универсальность.

    Известно, что подлинно народное пение передается живым интонированием через конкретные (в диалекте) типы интонирования и типы артикулирования.

         В народном пении артикуляция имеет важное значение. Эта артикуляция может быть:

  1. Первичной (наследуемой)
  2. Вторичной (искусственно приобретенной)

    Чаще обучающиеся певцы не владеют первичной артикуляцией и он копируют фольклорную манеру. Даже при тончайшей передаче нотного текста, внутреннего пульса, динамики, имитации тембра, они не могут выразить органическую спонтанность песенной речи, артикуляции, так как певцы не ощущают свой репертуар, как свою живую речь. Поэтому только продолжительная тренировка в монодиалектном режиме может дать результаты: певец ощутит конкретный музыкальный диалект как свой «родной».

    Петь точно, как народ и по строю, и по характеру интонирования, копируя единичный образец народного исполнения в диалектном варианте — цель для этнографической группы, деятельность которых протекает в ином русле, нежели деятельность певцов-солистов и творчество сценических ансамблей. Очевидно, что концентирующий певец вырабатывает естественную для себя артикуляцию.

    Диалект в народном пении оказывает ограничительное влияние: развивает певца в узколокальном направлении, ущемляет его слуховые впечатления, фонационный механизм, диапазон голоса и репертуар в целом.Народный певец, носитель местной традиции в своем пении сохраняет все особенности местного говора. У него свое представление о речевых гласных. Эталонная гласная имеет свою индивидуальную частотную характеристику, фонетическую структуру. Степень открытия гласных в разных певческих манерах различна. Это по-разному сказывается на фонационном процессе.

  1. Установка на широкие гласные дает яркий звук, но ограниченный звуковысотный объём.
  2. Установка на более «узкое» собранное звучание гласных, дает звуковысотный объём голоса, но динамически проигрывает.

   Овладение диалектом происходит способом их имитации «по слуху» и закреплением многократным повторением. Разница в том, что при обучении диалектной манере пения развивается только навык имитации. Зато обучение народному пению на основе общерусского языка дает школу, развивает голос и певческие навыки, на основе которых певец может имитировать любой музыкальный диалект, а также может исполнять и авторскую музыку в народном стиле написанную для народного голоса.

   Концертно-сценический стиль отличается от бытового. Это публичное творчество с установкой на высшее профессиональное мастерство. Поэтому одна и та же народная песня в быту и в концертном исполнении представляет две разные формы, имеющие свои эстетические основы.

         У народного концертного пения два эстетических идеала — песенный фольклор и профессиональное вокально-драматическое искусство. Для концертирующего певца эти два идеала имеют равную ценность.

         Нередко народное концертное пение подвергается «агрессии» со стороны фольклористов за «окультуривание» фольклора.

     Со 2-ой половины XX века народно-певческое искусство выходит на новый уровень, так как параллельно развивается композиторская мысль и оказывает большое влияние на развитие профессионального вокального исполнения. Возникает система среднего и высшего музыкального образования России (школа народного пения).

     Практика обучения народному пению усвоила законы голосовой функции и такие вокальные компоненты как: певческое дыхание, высокая певческая позиция, округление звука, единая манера звукообразования, подвижность артикуляционного аппарата, проточность и чистота произношения гласных, филировка, мягкая атака — прием "вхождения» в звук, ровное кантиленное звуковедение.

    Культура ремесла началась с культуры певческого звука. Он должен быть полетным, ярким, звонким, обертонально насыщенным, объемным и акустически полнокровным.Это достигается в процессе скоординированной работы всех органов голосообразующего аппарата — это единая функциональная система.

 Голосообразующая система.

Она действует взаимосвязанно с другими системами организма человека. Ее главные звенья — гортань, органы дыхания, артикуляции находятся во взаимодействии направленном на получение звукового результата. Любая нескоординированность между звеньями нарушает механизм фонации и сказывается на качестве звучания. Программирование действий осуществляется головным мозгом.

   Чтобы эта система начинающего певца могла бы функционировать в нужном режиме, в головном мозгу должны сформироваться нейродинамические связи, способные неограниченное время удерживать в любой звуковысотной зоне диапазона голоса все существующие гласные, без потерь их фонетических частотных характеристик. При хороших акустических показателях голосообразующая система не испытывает перегрузки.

     Важна роль педагога, который должен составить ясные представления о звукоидеале. Для успешного саморазвития голосообразующей системы целесообразно использовать фонетический метод воспитания голоса. Так как фонетические особенности языка: чистота и четкость их передачи оказывают влияние на формирование певческих звуков.

    Важна основополагающая установка на естественность звучания, которая проявляется в искренности чувств, натуральном тембре голоса, психофизиологической свободе поющего.

    Многие недостатки пения происходят из-за отрицательных адаптаций голоса. Скрытые мышечные действия вызывают «зажимы», отсюда дефекты интонирования, отрицательные эмоции, снижение активности.В работе над голосом нужно исходить из объективно существующих законов голосовой функции, хорошо изученных академической вокальной школой.

Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна