Художественный материал сценария театрализованной программы

Событие завершилось
12+

Использование в сценарии художественного материала: слова, музыки, кино, изобразительного материала, хореографии, театральных сцен. Основные принципы отбора произведений искусства и их фрагментов для сценария.

Художественный материал сценария театрализованный программы состоит из так называемых «фактов искусства», к которым относят все жанровое разнообразие произведений искусства, а также их фрагменты: музыкальные, поэтические, хореографические, драматические, отрывки из художественных кинофильмов и т. п.

Использование живого слова в представлении, позволяет создавать образы, которые могут непосредственно воплощать и передавать действия, чувство, настроение и переживание людей, также слово создает атмосферу общения между сценической площадкой и аудиторией, оно является носителем конкретного материала, позволяет выразить то, что не удается выразить средствами искусства. Однако, существует опасность в злоупотреблении словесными средствами в представлении, тогда слово не будет помогать действию, а замедлит его, и даже может разрушить театрализацию. Поэтому необходимо соблюдать строгие пропорции и меру в использовании устных выступлений, которое должно естественно включаться в ход действия и в сюжет. Специфика театрализованного представления вообще требует чрезвычайно экономного обращения со словом, даже при условии использования современных технических средств — киноэкрана, микрофона, радио. Эта специфика такова, что прибегать к слову позволительно с особой строгостью и требовательностью, стараться найти ему зрительный эквивалент, а если его использовать, то как можно более разнопланово. Очень важно также, чтобы участники действия были эмоционально подготовлены к восприятию выступления, необходима своеобразная экспозиция к появлению выступающего, к его речи. В этом отличие выступления в театрализованном представлении от других видов пропагандистского выступления. Необходимо отметить, что действенным средством служит поэтическое слово, имеющее сильное воздействие на зрителей, особенно если материал очень точно подобран.

В сценариях театрализованных представлений очень распространенным видом использования живого слова является речь ведущего, которая заключает в себе важную мысль, соединяет эпизоды, излагает то, что не поддается показу, инсценированию. Здесь сценарист-режиссер театрализованного представления должен стремиться к тому, чтобы ведущий не просто нес определенную смысловую нагрузку, а был полноправным персонажем представления, в данном случае режиссеру необходимо стремиться найти ведущему образ, который был бы понятен для широкой аудитории.

Таким образом, использование в массовом театрализованном представлении слова, в различных его видах: документальном, публицистическом, художественном, и точное его соединение с действием, позволяет передавать то, что не удается выразить средствами искусства, создавать и воплощать идейную основу представления, наполнять его эмоциональным воздействием.

Музыка в сценарии театрализованного представления является действенным компонентом. Наряду с большим эмоциональным воздействием, музыка несет и смысловую функцию. Менее всего в представлениях музыка выступает в качестве иллюстрации, она не сопровождает действие, а дополняет, раскрывает его смысл. В то же время музыка может нести самостоятельные функции, врываясь в сюжет, и принимая на себя авторскую оценку действия, становясь музыкой «от автора», музыкой лирического отступления, философских раздумий. Характер музыки в театрализованной программе может быть самый различный, но он обязательно должен нести черты монументальности. Но, это не значит, что в данном жанре нет места лирической песни, созерцательной музыки и т. д. Но драматическим стержнем музыкального материала является монументальная музыка, несущая обобщенные образы народа, эпохи, исторических событий. С помощью музыки в сценарии театрализованного представления можно выделять главные смысловые куски, акцентировать их, музыка может вести смысловую и эмоциональную линию постановки, создавать атмосферу действия, она может являться фоном представления, быть самостоятельным образом, быть участником конфликта и выразителем драматургии действия. В театрализованном представлении музыка может быть сюжетной, иллюстративной и фоновой, а также быть контрастной по отношению к действию. По поводу использования в массовом театрализованном представлении песни и музыки Д.М. Генкин писал: «Очень удачно вмонтированная песня может быть внутренней пружиной, стержнем эпизода… Большое место занимают музыка и песня в прологе и финале массового действа. В использовании музыкальных форм как компонента массовых праздников есть широкие возможности для творчества. Обычное концертное выступление хора в массовом празднике может перерасти в огромную массовую акцию, втягивающую в праздничное действо десятки тысяч людей»1.

В качестве движущей силы сюжета отрывки из произведений литературы и искусства передают, символизируют действие. Хореография и пантомима являются чрезвычайно сильными и выразительными средствами в палитре сценариста и режиссера театрализованного представления. Средства искусства, эмоционально настраивают его участников, усиливают воздействие происходящих на сценической площадке событий, передают чувства действующих лиц, дополняют и двигают вперед действие. Кинофрагмент, сцену из спектакля, песню, номер можно использовать как продолжение мысли или действия, как «второй план» к устному выступлению, как зрительный образ, подводящий к реальному.

Искусство в качестве выразительного средства театрализованного действия может выступать в нем и как иллюстрация, и как движущая сила сюжета, и как ассоциация. Иллюстрируя какую-либо мысль, чаще всего применяют методический прием продолжения этой мысли средствами искусства. В качестве движущей силы сюжета отрывки из произведений литературы и искусства передают, символизируют массовое действо. К менее распространенному методу использования искусства в массовом действе является метод ассоциации. Этот метод заключается в стремлении режиссером с помощью образов уже существующих, усилить звучание тех или иных компонентов сюжета, сделать ярче, глубже, понятнее реальный образ современника.

Для образной критики тех или иных недостатков сценаристы пользуются самыми разнообразными иносказательными выразительными средствами, начиная от репризы.

Репризой называют наипростейшую комическую реплику, игру смыслами, неожиданное, но оправданное сближение далеко стоящих друг от друга понятий. Репризы в устах ведущих, репризность текста игровых сцен и номеров активизируют внимание зрителей, помогают воздействовать на их эмоции и разум.

Ирония — это прием художественного осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается. Отличительным признаком иронии является двойной смысл, где истинным выступает не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый смысл. И чем сильнее противоречие между ними, тем ярче ироническая окраска. Ирония основана на сопоставлении данного и должного.

Злая, негодующая ирония, изобличающая явления, особенно опасные по своим общественным последствиям, называется сарказмом. Сарказм является одним из сильнейших средств критики.

Сатирический намек (особенно в репризе) — так же одно из распространенных художественно выразительных средств. В основе намека — неожиданное сближение двух частных понятий, позволяющее догадаться о третьем, более общим.

Реприза может служить выражением не только отрицательной, но и положительной оценки фактов и явлений. Но в том и в другом случае контекст помогает понять недосказанный вывод.

Литота — художественное преуменьшение — тоже одно из ярких средств, которым широко пользуются в представлениях.

Снижение — художественно-выразительное средство, основанное на соединении возвышенного с узкопрактическим, применимо к явлениям обобщающего характера и сугубо конкретным.

Пародия — ироническое подражание осмеиваемому образу, передача в гиперболизированном виде свойственных ему характерных черт, доведение их до абсурда, нелепости, чем и достигается сатирико-комический эффект.

Гипербола, то есть преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления, усиливает нужное впечатление, делает его ярче. Гипербола — важное средство создания художественного образа. В гиперболе сложным опосредованным образом всякий раз отражается действительность, свойства и отношения реальных явлений.

Метафора (перенесение) — одно из средств усиления изобразительности и выразительности. Словесная структура метафоры отличается значительной сложностью. Она имеет двойное содержание — противоречивое единство двух (и более) сходных значений, как бы положенных друг на друга и вводимых в речевую последовательность одновременно.

Аллегория — одна из форм иносказания, условная передача отвлеченного понятия или суждения посредством конкретного образа. Аллегория характерна для басен, притчей.

Гротеск — один из видов типизации, при котором деформируются реальные жизненные соотношения, правдоподобие уступает место карикатуре, фантастике, резкому совмещению контрастов.

И наиболее важное иносказательное средство в художественно-публицистическом представлении — это символ.

Символ обладает огромной силой обобщения действительности. Отражая предмет образно, чувственно, наглядно, он в то же время является выражением обобщенной человеческой практики.

Как элемент познавательного процесса символ способен непосредственно включаться в практику и оказывать не нее воздействие. Он может, в частности, пропагандировать эталоны поведения людей, побуждать следовать за ними, призывать к подражанию им. В мировой культуре используется огромное количество символических образов для отображения и обозначения действительности.

Если исходить из того непреложного факта, что символ представляет предмет или объект действительности на всех уровнях ее отражения (чувственном, понятийном), то правомерно встает вопрос о структуре символа. Ведь между символом и тем объектом, который символ представляет, существует лишь внешнее сходство, подобие, а внутренняя сущность объекта скрыта от простого созерцания. Поэтому можно сказать, что символ — это модель объекта, в которой зафиксирована палитра его признаков, свойств, глубокого смысла и значения. Разумеется, символ нуждается в “расшифровке”, интерпретации, истолковании. Это и делается с помощью различных средств усиления: действие живого слова, музыки, эмоционально-психологической тональности и других.

Символ является развернутым знаком, он обладает предельной степенью обобщенности обозначаемого предмета. Знак — неразвернутый символ. Знак лишь указывает на предмет, демонстрирует его, вычленяет из потока действительности. Знак как бы повелевает признать обозначенный предмет существенно важным для зрителя.

По своему внешнему виду символ может выглядеть скромно и в художественном плане неоформленно, но он обязательно должен воплощать в своем образе ведущую идею, основной социальный смысл обозначаемого объекта.

Символ обладает огромной смысловой значимостью, бесконечным числом разных выражений объекта, проявлений его множества граней. Поэтому различные стороны, свойства, черты одного объекта могут быть представлены не одним, а несколькими символами, которые в определенном сочетании дополняют друг друга, углубляя представление об объекте.

Символ объекта есть смысловое, обобщение, а не просто физическое отражение его. Смысловая общность бесконечного ряда относящихся к объекту единичностей пронизывается какой-то идеей, которая является законом построения символа как отражающей модели действительности.

Идейно-смысловое содержание символики формируется в сфере ценностных ориентацией общества. Символ получает мировоззренческую и идеологическую (политическую, правовую, нравственную, эстетическую) оценки, характеризующие его направленность и социальную значимость (общенародную, общечеловеческую).

Многоплановость жизни, в которой тесно переплетаются личное и общественное, обыденное и социально значимое, была бы трудной для восприятия людьми без выделения и обозначения наиболее существенного, ценного, важного и необходимого. Символы в этом плане выполняют функцию ориентира, метода ее распознания. Никакое научно-развитое абстрактное понятие не может в этом отношении соревноваться с символами.

Социальные и духовные ценности, отраженные в абстрактном, понятийном виде, легче усваиваются людьми, если они выражаются в наглядно- чувственной форме. Они сопереживаются и переводятся во внутренний план сознания и чувств людей. Символ выполняет эту задачу особенно успешно, если он включен в структуру представления, где привлекаются различные эффекты усиления эмоционального воздействия символизируемого объекта (эмоционально-психологическая тональность, торжественность события).

Символ — не произвольная конструкция. Он обозначает (“замещает”) реальные явления и процессы общественной жизни и поэтому должен иметь точный адрес, определенный идейно-смысловой образ. Только тогда его использование будет достигать поставленной цели.

Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна