Магия чувашской вышивки
Вышивка — достояние чувашского народа, его культурный код. Изделия мастериц из республики известны не только в стране, но и за ее пределами. А секреты узоров и орнаментов передаются вышивальщицами из поколения в поколение.
Чувашская вышивка формировалась и развивалась несколько тысячелетий вместе с чувашским народом. Многие методы построения узоров нисходят к древним цивилизациям Востока.
В строгом геометрическом орнаменте чувашской вышивки зашифрована информация о строении вселенной, мифология, мировоззрение и верования народа, его исторический путь.
Вышивка обладала сакральным значением. Предметы, украшенные ею, играли важную роль в ритуальных и культовых обрядах, сопровождали человека на всем его жизненном пути. По вышитым узорам на чувашском костюме можно было понять, кем является человек, откуда он родом, каков его социальный статус, сколько у него детей.
В чувашской вышивке использовались сдержанные, скромные тона, близкие к природным: черные и красные нити на белом полотне дополнялись небольшими вкраплениями зеленого, желтого и синего. Каждый цвет имел свое символическое значение и использовался только в определенных сюжетах.
К сожалению, к началу ХХ века в Чувашии была почти полностью утрачена сакральность национального орнамента и костюма, вышивка стала элементом декора, вследствие чего, например, женские нагрудные знаки кӗскӗ стали вышивать на шторах и даже на мужских рубахах.
В начале ХХI века чувашская вышивка вновь стала обретать свое значение. Под влиянием ученых мастера стали с большей осторожностью и деликатностью воспроизводить вышитые орнаменты, обращать внимание на уместность использования тех или иных орнаментов и узоров в одежде, предметах декора и украшениях.
Рассказывает искусная вышивальщица Елена Алексеева, экономист абонентского отдела ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары»:
«Любовь к чувашской вышивке пришла ко мне с самого детства, лет с 10. Моя тетя работала вышивальщицей на фабрике народных ремесел «Паха тере». Дома у нее был отдельный обустроенный уголок со станком — этакое девичье разноцветное творческое царство. Тетя мне показывала начало вышивки, а я ее продолжала — так от узора к узору училась и пропадала в гостях за работой на целый день. Сначала тренировалась на салфетках и налобных повязках, потом помогала вышивать более сложные изделия: платья, рубашки, блузки, халаты
В чувашской вышивке есть свои секреты и особенности. Швы выполняются на основе точного отсчета ниток. Обычно шьют в 3‑х направлениях: по горизонтали, вертикали и по диагонали, что приводит к геометрическому строению орнамента.
Полноценный узор получают разными типами швов: росписью, косым стежком, гладью, тамбуром и другими. Всего их более 30 видов. Характерной особенностью является отсутствие изнанки у изделия, отсутствие узлов с обеих сторон.
Каждый узор — знак, схожий с руническими письменами. В орнамент закладывается смысл, который может отражать помыслы хозяина изделия. Ведущий символ чувашского орнамента солнце — расшифровывается как источник жизни. Его вышивают в форме круга или квадрата. Распространены в национальном узоре символы огня, земли, древа рода. Знаете ли вы, что по мнению чувашей, девушка, собираясь замуж, может зашифровать в вышитом подарке жениху свои заветные мечты. Кончиком иглы нарисовать себе энергичного, мужественного и заботливого суженного.
Цвета в вышивке тоже «говорят». Красный — подразумевает огонь, источник счастья, Желтый — солнце и радость, зеленый — плодородие, белый — чистоту и здоровье.
Вышивка стала моим главным увлечением. Сегодня я не представляю жизни без вышивального станка. Прихожу с работы и в свободную минуту переключаюсь на творчество. Это очень гармонизирует домашнюю атмосферу. Помимо национальных узоров я с удовольствием вышиваю гладью и крестиком. Коллеги и родные знают о моем увлечении и поддерживают меня в этом».
Прочитать узоры и орнаменты, понять их смысл можно с помощью символов и знаков. Остановимся на них подробнее.
Ведущий символ чувашского орнамента — Солнце, символ жизни, света и тепла. Многие обряды чувашей совершаются по солнцу. Оно имеет форму круга, крестика, квадрата, восьмиугольника. Часто небесное светило вышивают с ногами, так как издревле воспринимают как живое существо.
Солнце
Второй из наиболее распространенных символов — крест. Он олицетворяет центр мира, где земная горизонталь пересекается с небесной вертикалью. Из центра креста исходят четыре основные оси — стороны света.
Крест
Важное место в мифологии занимает мировая гора — образ мира, модель Вселенной. Она якобы находится в центре мира, на «пупе земли», где пересекаются все оси мира. На вершине горы, как ее продолжение, находится мировое древо.
Мировая гора
В соответствии с мифами, древо жизни или мировое древо, которое располагается в центре Вселенной, корнями уходит в землю, а ветвями тянется к солнцу. Космическое древо также соединяет верхний, средний и нижние миры. Мифы о древе находят интерпретацию и в вышивке.
Мировое древо
Земля в чувашских мифах и вышивке предстает в виде квадрата, четырехугольного пространства, олицетворяющего плодородие. К ней обращаются как к матери-прародительнице. Поверхность земли вышивается прямой горизонтальной линией, а пахотная земля — в виде замкнутого браслета.
Земля
Использование огня в обрядах и вышивке имеет защитную, очистительную функцию. Перед огнем нельзя было произносить неприличные слова, плевать в него и т. д. На одежде этот символ чаще выполняется мареновым цветом.
Огонь
В фондах Чувашского национального музея со дня его открытия накопилась богатая коллекция оригинальных предметов одежды XVIII–XIX веков, украшенных вышивкой, например, 200 заготовок с парными узорами кĕскĕ для женских рубах, у каждой из них свой уникальный узор.
Посмотрим, как применялась чувашская вышивка в предметах одежды.
Масмак — часть женского головного убора, представляла собой налобную повязку в виде ленты с вышитым узором. Она накладывалась на открытую, гладко причесанную голову от одного уха к другому. Концы крепились к головному убору сурпан особыми булавками пуҫ йӗппи.
Узоры на головной повязке символизировали движение луны, солнца, звезд и круговорот жизни. Благодаря сочетанию желто-оранжевых, зеленых и черных нитей достигался эффект радужного «мерцания» узоров.
Масмак
К старинным головным уборам чувашских женщин относились сурпаны, сурпан тутри и чалма.
Сурпан — символ замужества. Представлял собой длинное полотенце, которым женщины повязывали либо всю голову (у низовых чувашей), либо шею и затылок (у верховых чувашей).
У низовых чуваш сурпан был длинный (почти 2,5 м) и покрывал голову. Средняя часть была из белого полотна, а концы украшались узорноткаными полосками, лентами, позументом, кружевами. Многоцветные узоры ткали шерстяными нитками по красному фону. Мастерицы использовали до 14‑15 цветов и оттенков узорной нити. Если пестрый узор выполнялся на красном фоне, то его обязательно оттеняли черным и белым.
Сурпан
Сурпан чувашек средненизовой группы был короче, одевался с помощью повязки масмак. Сурпаны верховых чувашек являются шедеврами народного искусства. Вдоль обеих кромок и концов они расшивались миниатюрным, изящным орнаментом, двусторонними швами, украшались бахромой, разноцветным бисером.
Основой нательной одежды чувашей, как мужчин, так и женщин, была рубаха (кӗпе). Она шилась обычно из конопляного белого холста.
По своему крою женская и мужская одежда не отличались. Особенность была лишь в том, что мужская рубаха была длиной до колен, женская же доходила до середины икр.
Старинные мужские рубахи шились длинными и объемными. Грудной разрез имел асимметричный узор, выполнялся с правой стороны. В этом их основное отличие от русских «косовороток» с левосторонней композицией. Праздничные мужские кӗпе выделялись богатством декора. В вышивке преобладал преимущественно черный цвет, потом красный и зеленый.
Кӗпе
Девичьи рубахи чаще имели асимметричную композицию. Грудной разрез выполнялся справа. На нагрудной части помещался ромб с наклонной полосой. По ним определяли статус женщины.
В женском наряде присутствовали набедренные и поясные украшения сарӑ и яркӑч, которые носились сбоку или сзади. Они вышивались шелковыми и шерстяными нитками, украшались нашивками, бахромой. Благодаря им оживлялся весь костюм.
Яркӑч были парные. Вышивка на них односторонняя. Широко использовались такие виды нашивок, как узенькие полоски лент и позумента. Внизу, выше бахромы, к ткани пришивали в виде нитки бусины или мелкие монетки.
Яркӑч
Сарӑ представляла собой полоску ткани с бахромой, но почти двойной ширины, причем вышивкой на этой полоске имитировалось как бы два сарă, слившиеся в один. Сарă стали исчезать из быта в начале ХХ века.
Кут чалми — набедренное украшение с небольшим вышитым узором и многочисленными подвесками из зеленого бисера. Носили их в основном в Чебоксарском уезде.
Кут чалми
Исключительно свадебными атрибутами являлись жениховый платок ҫулăк и покрывало невесты пӗркенчӗк.
Çулăк вышивала невеста своему будущему мужу и передавала в числе других подарков в конце сватовства, выражая свое согласие выйти замуж, а также демонстрируя свое мастерство. К свадьбе ҫулăк пришивали жениху за два конца к плечам, а третий конец — на спине. Платок был прямоугольной формы, изготовлялся из холста и декорировался вышивкой шелковыми и шерстяными нитями. По периметру платок с геометрической вышивкой часто обшивался бахромой из шерстяных нитей.
Покрывало пĕркенчĕк — это большое прямоугольное полотнище (примерно 150 х 120 см), сшитое из нескольких полос тонкого белого холста, скрывало лицо невесты. Углы и края украшались сложными двусторонними узорами в виде восьмиконечных звезд-розеток, а края обшивались шелковой или хлопчатобумажной тесьмой. Покрывало набрасывалось на голову невесты поверх девичьей шапочки (тухья).
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.