Прогон спектакля

Событие завершилось
16+

Прогон это такая репетиция, где спектакль «прогоняется» полность. Прогонов может быть несколько. Генеральный прогон, это окончательная, генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, под фонограмму без всяких остановок и поправок. После прогона спектакля уже не могут вноситься никакие изменения и новые трактовки.

Показ спектакля зрителям

Организация работы педагога дополнительного образования по театральной деятельности детей в дошкольном учреждении

План лекции

  1. Заключение трудового договора педагога дополнительного образования

  2. Условия правильного составления расписания работы педагога

  3. Составление плана работы педагога дополнительного образования

  4. Примерный порядок набора детей в театральную студию

  5. Виды театра в дошкольном учреждении

Разумная организация работы по театральной деятельности детей в дошкольном учреждении поможет педагогу дополнительного образования выбрать наилучшие методы и формы работы с детьми в коллективе.

Вот молодой педагог является на работу в дошкольное учреждение и предлагает свои услуги по организации театральной студии в детском саду. Если в дошкольном учреждении имеется вакантное место, и если молодой специалист заинтересовал своими предложениями, своим портфолио, то его принимают на работу в качестве педагога дополнительного образования по театральной деятельности детей. С ним заключается трудовой договор. И с этого времени он полноправный сотрудник детского сада.

Первое, что педагогу необходимо сделать, так это составить расписание своих занятий, которое будет утверждено заведующей детским садом, и которого он беспрекословно должен будет придерживаться.

  • Расписание составляется на такое количество часов, сколько определено вам в трудовом договоре.

  • Расписание составляется с учетом режимных моментов в

работе дошкольного учреждения (питание, сон детей, прогулка и т. д.)

  • Расписание составляется с учетом возрастных особенностей детей

Младшая группа — до 20 минут

Старшая группа — до 30 минут

Индивидуальная работа — до 30 минут

  • Работа педагога по театрализованной деятельности может проходить

как в утренние, так и в вечерние часы. Она так же может быть включена в другие занятия.

Итак, вы составили расписание работы по группам и расписание работы в театральной студии. Работа в группах и работа в студии будут проходить по плану работы педагога, составление которого так же является вашей обязанностью. План работы педагога включает все виды деятельности, которыми вы будете заниматься на занятиях с детьми. План работы составляется на учебный год, содержание занятий определяется на каждую неделю каждого учебного месяца. Туда могут входить и театральные постановки, и инсценировки песен, подготовка к выступлению на праздниках, отработка различных сценических навыков, просмотр спектаклей, беседы о театре и культуре поведения в нем и т. д.

Составлены расписание и план работы педагога, и теперь самое время приступить к набору детей в театральную студию. Дело в том, что работа с детьми в театральной студии, это отдельный вид деятельности. Ведь еще будут проходить и еженедельные занятия в группах. А вот в студию вы наберете детей из различных групп. Основная цель работы студии это все-таки постановки спектаклей, поэтому вы должны набрать в студию детей с хорошей дикцией, с хорошим чувством ритма, возможно с хорошими певческими данными. Как найти, определить таких детей? Конечно же вы должны будете посетить различные занятия в группах, посмотреть, как дети выступают на утренниках, поговорить с воспитателями. А когда будет родительское собрание, объявить родителям, что этих, выбранных вами детей, вы приглашаете заниматься в театральной студии. Вряд ли родители будут возражать против этих занятий, так как они будут проходить во время присутствия ребенка в детском саду, и со стороны родителей не потребуется никаких особых усилий в этом направлении. Наоборот, как потом оказывается, родители будут вам очень благодарны, что вы ведете с детьми такую работу. При этом необходимо заметить, что все оставшиеся дети детского сада не будут обделены вашим вниманием, и занятия с ними так же будут проходить в полном объеме. И в последствии часть этих детей обязательно вольется в театральную студию.

Желательно проводить занятия с детьми небольшими подгруппами, так как этим обеспечивается индивидуальный подход в работе. Итак, педагог дополнительного образования в области сценической деятельности при работе с детьми дошкольного возраста обязательно должен учитывать возрастные особенности детей. Будут ли это постановки спектаклей; более простой вид деятельности — инсценировки песен, стихов; или просто игры-драматизации — соблюдения этого принципа обязательно!

В детском дошкольном учреждении возможны два вида театра: кукольный и драматический. Что касается музыкального театра, то он возможен в дошкольном учреждении в исключительных случаях, при условии, что есть занятия с детьми по вокалу и танцу.

Драматический театр в дошкольном учреждении существует в нескольких видах:

-театр детей

-театр взрослых

-театр детей и взрослых (смешанный тип театра)

Театр взрослых — это педагогический театр. Чтобы воспитать ребенка, надо начинать с самих педагогов. Равнодушный, нетворческий педагог не сможет взрастить творческого воспитанника. Вам, как педагогам дополнительного образования в области сценической деятельности, придется иногда создавать спектакли с участием педагогов. У детей такие постановки вызывают неизменный интерес и желание подражать любимым воспитателям в их творческой деятельности.

Театр детей — это детский коллектив, которым руководят взрослые. Принимая во внимание, что продукты детского творчества не обладают подлинно художественной ценностью, необходимо следить, чтобы работа над спектаклем напоминала игру, в которой дети участвуют с удовольствием!

Смешанный тип театра — это взросло-детское сообщество, такому театру под силу показывать сложные постановки. Энергетика идет от взрослых к детям и наоборот.

Педагог дополнительного образования обязан вести журнал посещения детьми занятий. Журнал — это финансовый документ, согласно которому выплачивается зарплата педагогу. Записи в журнале должны соответствовать программе.

Хорошая, правильна организация театральной деятельности детей в дошкольном учреждении

  • способствует самореализации каждого ребенка

  • создает микроклимат, в основе которого уважение к личности ребенка.

  • Педагоги и воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера.

Подготовка педагога к работе над драматургическим текстом

План лекции

  1. Условия создания мини-спектакля

  2. Про что и кого наша история

  3. Определение главного героя, антагониста, объекта и соратника

  4. Характеры героев

  5. Понятия: «действие», «конфликт»

  6. Сюжетная конструкция спектакля (завязка, кульминация, развязка)

  7. Экспозиция, промежуточные события, эпилог

  8. Речевая характеристика героев

Рано или поздно перед педагогом встает вопрос — что ставить с детским коллективом? Однозначного и простого ответа тут, увы, не существует. Пьес, рассчитанных на детей актеров, в последнее время становится все больше, но всё же — не так много, чтобы выбрать ту, которая удовлетворяет всем условиям работы с детьми. А таких условий немало.

1. Во-первых, это продолжительность истории или, как говорят в кино, формат. Одно дело — создать миниатюру, номер для сборного спектакля (или концерта, что в школьной жизни чаще), длительность которого на сцене не должна превышать семи минут, и совсем другое — сочинить и поставить целый спектакль, минут на сорок размером. Это очень важное условие, которое педагога, занимающегося театром с детьми, зачастую ставит в тупик. В самом деле — если полноразмерную пьесу для детей ещё можно как-то отыскать, то с миниатюрами все намного сложнее, и их почти всегда нужно сочинять самому педагогу.

Во-вторых, (и от этого тоже не уйти), многое диктуют и реалии конкретного коллектива — , количество детей, их возраст, возможности наших юных актеров, сколько мальчиков в коллективе и сколько девочек… И так далее.

В-третьих, существует ещё одно важное условие — пьеса должна быть четко и внятно выстроенной. Она должна быть интересной и простой. Произведения мировой классической драматургии крайне проблематично реализовать в рамках детского коллектива, объединения любительского в своей основе. От слова «любить». Любить играть в театр, быть вместе, создавать что-то интересное. Любитель — не такое уж плохое слово… Но классические произведения требуют высокого уровня мастерства — и от детей, и от взрослых, А этого у начинающих актеров и режиссеров пока недостаточно.

Что же делать в таких условиях? Создавать пьесу — этюд, миниатюру, любой драматургический материал — своими силами, это очевидно. Наша задача — поставить интересный нам и детям спектакль. Здесь и сейчас, в этих конкретных условиях, именно с этими ребятами. Для того, чтобы его поставить, нужно создать интересный, четко выстроенный драматургический материал. Почему внятность построения главнее? Судите сами. Тема нашей истории, то наше наболевшее, про что мы рассказываем зрителю, зависит зачастую от частного конкретного случая, от того, что интересно нашему коллективу в данный момент, от того, какие проблемы характерны для данного возраста. От нашего режиссерского интереса — пред какой мыслью мы хотим поставить наших юных актеров? Актуальность, злободневность, тема — как её не назовите — всегда зависит от конкретной ситуации, индивидуальной для каждого. А вот способ построения драматургического произведения (вне зависимости от его ведущей идеи, продолжительности или способа воплощения) всегда подчинен определенной логике. Соблюдение этой логики позволяет добиться внятности в выстраивании сюжета и, далее, в постановке нашей истории.

2. И все-таки, с чего начать? Про что наша история? И про кого? Именно с решения этих вопросов и начинается работа над драматургическим материалом. Например, наша тема- дружба, взаимопонимание.

Нам необходимо конкретизировать нашу мысль. Например — не «про взаимопонимание», а про «мальчика, который хочет найти настоящего друга». Ощутима разница? Ощутима. Хотя глобальная идея нашей истории ничуть не изменилась! Но мы нашли стержень, на который будем нанизывать нашу историю. Итак, начало положено. Формулировка «история про… (кого-то)…который…. (к чему стремится)…» и есть первый элемент построения нашей истории.

3.С этой формулы начинается определение главного героя истории, про кого рассказываем. В любой истории центром является герой (или группа героев), за чьей судьбой следит зритель, кому сопереживает и чьи проблемы и поступки примеряет на себя. Что это за существо — главный герой, кто это такой? Кто угодно: мальчик, девочка, животное, предмет, несуществующее нечто — как наша фантазия подскажет. Главное, чтобы наш центральный персонаж обладал человеческой психологией, человеческой личностью. Иначе, как зритель сможет его понять и сопереживать ему? Если же вы вводите в историю персонажи типа — Надежда Вечность, время… и вам никак без них не обойтись, то придется наделить этот персонаж человеческими чертами, сделать его живым. Может ли быть не один главный герой? Разумеется. Три поросенка, Товсла и Вифсла. Но, сколько бы их не было, они — не единственные персонажи в нашей истории. Главных персонажей можно разделить на четыре типа. Первый нами уже назван, это герой. Вся наша история строится на достижении им своей цели.

Персонаж, мешающий герою, — антагонист. Как правило, это злодей истории, но не всегда. Антагонист — это персонаж, чьи цели противоположны целям героя и, более того, они взаимоисключающие. Если герою нужен клад для благого дела, то антагонисту тоже нужен именно этот клад и только для себя. Если нашему герою нужен друг, то антагонисту позарез надо героя со всеми перессорить. Но антагонист, повторимся, не обязательно злодей. Если у нас история про мальчика, который хочет пойти гулять, так как там, на улице его друг, а ему мешает мама, которая пытается защитить сына от простуды, ведь на улице холодно, то мама — антагонист. Её цель исключает цель мальчика. Но кто назовет её злодейкой? Это просто мама она любит своего ребенка.

В истории про мальчика, который ищет друга, заключен третий тип главного персонажа — объект. Это персонаж, являющийся целью героя, — принц для Золушки, Кай для Герды и т. д.

Четвертый тип — соратник, персонаж, чьи цели близки целям героя. Помогая герою достичь его цели, соратник достигает своей. Если вспомнить ту же «Золушку», Фея-крестная помогает Золушке, преследуя собственную цель — выполнить обещание, данное матери крестницы. Герой, антагонист, объект, соратник. Может быть история без соратника, когда герой будет бороться с препятствиями на своем пути в одиночку? Конечно, «Колобок» например. История может быть и без объекта — те же «Три поросенка» Может быть и без антагониста — если герою противостоят обстоятельства, какие-нибудь природные катаклизмы или он вообще у нас один, на необитаемом острове, к примеру, как Робинзон Крузо. Не может быть только одного — пьесы без героя! За кем тогда следить и про кого история? Деление персонажей на категории помогает нам определиться с направлением нашей истории — понять, к каким целям двигаются наши персонажи.

4. Но кроме этого, есть ещё один важный момент. Каждый из персонажей, сколько бы их не создала наша фантазия, должен быть наделён собственным характером. Этот элемент часто выпадает из поля нашего внимания. Ну, в самом деле, в истории про мальчика, который хочет идти гулять, мама — это же просто мама! Обычная такая мама. Как все мамы, Посмотрим правде в глаза — вы часто встречали просто мам? Вот в этом то и дело! У каждого человека есть свои собственные, только ему присущие черты характера, просто «человеков» не бывает. Характер — это то, что делает нас уникальным и что диктует личный, индивидуальный способ поведения. Согласитесь, вспыльчивая мама и спокойная мама будут искать разные способы остановить сына. Не хуже и не лучше — разные. А действие персонажей, их поведение — это двигатель нашей истории, возможность её развития. Вот здесь уже и пора переходить от слов к делу. Можно потренироваться написать кусочек из нашей воображаемой пока истории, где глазам зрителя предстанет герой. Мы в первый раз его видим, мы ещё совершенно ничего про него не знаем — первое появление героя должно заинтересовать, зацепить внимание, заинтриговать, чтобы — хотелось дальше смотреть. А вот голоса герою пока лучше не давать. Нам важно разобраться сейчас, как характер влияет на поведение. К речи, мы обязательно вернемся. . У этого упражнения может быть несколько вариантов. Например, наш герой — школьник. Утро. Он пришел в школу, и оказалось, что пришел первым. Вошел в класс и…. Попробуйте разные варианты. Герой — зануда- ботаник- очкарик. Герой — хулиган и задира. Герой — правильный, дотошный, подлиза учителя.

5.Конкретизируем теперь понятие «действие». То, к чему стремится герой — это его цель. Всё, что он предпринимает для достижения цели — это действие. Оно похоже на понятие вектора в математике — имеет начало, завершение и четкую направленность.

Всё, что мешает движению героя к поставленной цели — противодействует ему, — порождает конфликт. Действие и конфликт неразрывно взаимосвязаны, поскольку конфликт — это столкновение действия и противодействия. Любой персонаж истории появляется в ней с конкретной собственной целью, делает что-то для её достижения, и что-то (действия других персонажей) ему мешает. Именно действие и конфликт позволяют нам развивать нашу историю и двигать её от начала к финалу. Конфликт — это не свара и не драка. Чтобы поподробнее разобраться в этом, можно попробовать сделать упражнение, похожее на предыдущее, только теперь нашим глазам предстанут два персонажа — герой и антагонист. Напишите кусочек текста, в котором произойдет столкновение каких-то локальных интересов здесь и сейчас. Интереснее, если по-прежнему не давать героям говорить и посмотреть, как же будут развиваться события. Необходимо задать какие-нибудь обстоятельства. Например, хулиган и зануда-очкарик, пришли в класс с букетами цветов, так как у одной девочки день рождения. Но ваза в классе одна, а цветы иначе завянут….

6.Теперь, у нас есть персонажи, способ их существования в нашей истории, можно приступать и к сюжетной конструкции, которая состоит из завязки, кульминации и развязки. (В режиссуре это чаще называется исходное, главное и финальное событие). Завязка — это некая ситуация, происшествие, которое начинает нашу историю. В ней определяется цель героя, которая дает толчок к возникновению целей других персонажей — и тех, кто ему помогает, и тех, кто мешает. Завязка втягивает в историю всех действующих лиц и определяет мотивы их дальнейших поступков. Три поросенка разбудили песнями волка. Теперь надо как-то от него спастись. А у волка есть своя цель — он проснулся, ему есть хочется. Кульминация — это происшествие, в котором сюжет дошел до такой точки, что дальше в этом направлении двигаться не может. В этой точке происходит нечто, меняющее направление действий абсолютно всех персонажей истории. Каменный домик нельзя сдуть — казалось бы история исчерпана. Волк находит способ по-другому добраться до поросят, и они тоже вынуждены искать другой способ защититься. Развязка — это точка нашей истории, место, где развязаны все узлы сюжета и исчерпаны цели действий всех персонажей с положительным или с отрицательным результатом. Поросята избавляются от волка — он их не съел и не съест уже никогда. Итак, герой попадает в некую ситуацию, определяет свою цель, в достижении которой ему будет мешать антагонист, а помогать — соратник. Произошла завязка истории. Герой двигается к намеченной цели, преодолевая возникающие на пути препятствия, которые раз от раза становятся всё сложнее и сложнее. И добирается до точки кульминации, после которой в прежнем направлении двигаться уже невозможно — либо сделано всё, что можно, либо объективные обстоятельства не позволяют. Сюжет резко поворачивает, и после этого поворота история заканчивается — герой либо достигает цели, либо навсегда лишается возможности её достигнуть. Достаточно ли этого для построения сюжета? Маловато.

7.Разумеется, до завязки нужна какая-то информация о герое, о мире, в котором он обитает, о правилах игры. Этот элемент сюжетной конструкции называется экспозицией. Основная проблема при создании экспозиции — повествовательность. Проще не выдумывать какие-то события, а просто взять и рассказать. Так появляются бесчисленные Бабки, Сказочницы, которые пересказывают чуть ли не пол-истории зевающему зрителю. Смешно? Нет. Скучно! Зрителю, любому — и взрослому, и ребёнку — интереснее смотреть, следить за происходящими яркими событиями, в которых раскрываются характеры персонажей. Пример: допустим, мы ставим сказку «Репка». И допустим, что наш герой сказки — мышка, маленькая, хитрая, такой «наполеончик» деревенский, требующий к себе постоянного внимания. Чтобы избежать долгих рассуждений бабки с дедом о тяжелом характере мышки нам надо как-то продемонстрировать нашего героя «во всей красе». Как? Например, стоит наша мышь на репке и красуется. И так повернется, и сяк — а внимание на неё никто не обращает, заняты все — урожай. Тогда она влезет куда-нибудь повыше. И по-прежнему — ничего! Она уже на крышу забралась, всё равно — ничего! Тогда наша мышь, если у неё такой вредный характер, скорее всего, пойдет ссорить кого попало с кем попало (Жучку с Муркой) — просто из мести.

Так же кроме основных (завязки, кульминации, развязки) событий, в нашей истории существуют промежуточные события — препятствия на пути героя, например.

А после того, как всё уже встало на свои места, произошла развязка истории, но ещё необходимо вывести мораль и вкратце описать судьбу неглавных персонажей или просто снять излишнее напряжение — возможен эпилог. Как экспозиция так и эпилог подчинены одному правилу — чем короче и действеннее тем лучше. Особенно это актуально для маленьких драматических произведений.

8.Наконец определившись с героями, их характерами, целями некоторой схемой будущей пьесы, можно уже и писать. Это, казалось бы, совсем просто. Есть диалоги — то, что говорят персонажи, есть ремарки — то, что необходимо сказать автору. К примеру, описать место и время действия истории, внешний вид героев, какие-либо ещё важные для развития действия обстоятельства. Однако необходимо помнить, что диалог не может быть бесцельной «трепотнёй». Диалог — тоже способ выражения действия, он должен быть направлен на развитие сюжета истории.

Вспомним — не зря же мы придумывали особенный характер для каждого персонажа. Характер проявляется не только в действиях, но и в речи — в речевой характеристике. Как каждый из нас обладает индивидуальными чертами характера, так же каждому человеку присуща особенная, его личная манера разговора. Один говорит короткими фразами, другой — длинными. Один — возвышенно и поэтично, другой — резко и грубо, третий — вообще сплошным жаргоном. У кого-то есть любимые словечки, а у кого-то целые фразы–приговорки. Каждый участник истории должен обладать собственной манерой говорить.

Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна