Современный мир чувашской музыки. Новая ступень в развитии песен чувашского фольклора.
Быстро пролетает наше время, наша история. Каждый день из наших серых будней — это уже история, только для нашего скромного мирка. Музыка сменяется в этом бешеном ритме каждый день, новый день — новый хит, новый день — новое открытие. И порой даже становится не удивительно, что где-то кто-то не поделил между собой страны. Но даже в эти трудные и типичные дни недели в нашем мирке есть просвет — музыка. А музыка и песни своего народа даже намного лучше, ведь они рассказывают нам, людям, то, что пережили когда-то наши бабушки и дедушки, родители (для меня это песни моего народа — чувашские песни).
Новый музыкальный стиль не появляется внезапно и не рождается из неоткуда и это не удивительно. Чаще всего берется стиль другого народа и некоторые нотки добавляются в свой стиль.
Возникновение нового стиля лирики в песенном фольклоре чувашского и многих других народов явилось следствием общественных отношений в эпоху ломки традиционного хозяйственного уклада в связи с развитием капитализма. Этот процесс в народном музыкально — поэтическом искусстве продолжался в советский период.
Рожденные в новую эпоху песни в народном быту не обладают исконными внеэстетическими функциями, присущими фольклору архаических слоев, не имеют изначальных связей с обрядами и бытом. В их содержании на первый план выступает индивидуально — психологическое начало. Соответственно обновляется и интонационно — стилевая основа таких песен.
В этом периоде в музыкальный обиход чувашского народа входит большое число мелодий другого происхождения с текстами, переведенными на чувашский язык или подтекстованных новыми словами, нередко литературного происхождения, на чувашском языке. Например, мелодия известной песни «Александровский централ» распространилась в ряде районов под названием «Комсомолка юрри».
В чувашском народе становятся популярными плясовые припевки типа русских частушек. Возникает ряд мелодий, почти лишенных черт чувашской музыкальной системы, близких по типу песням русского городского быта. Их типологическими признаками являются централизованные диатонические мажор и минор. Далее, эти мелодии отличает регулярная акцентно-тактовая ритмика при отсутствии традиционных квантитативных ритмических ячеек.
Период наивысшего развития (его можно назвать «классическим») чувашская народная музыкальная культура пережила приблизительно в середине второго тысячелетия новой эры, когда завершилось формирование этнической культуры в целом. Музыкальная культура чувашей приобрела вид, известный нам сегодня по материалам XVIII — XX вв. По-видимому, это был период наибольшего соответствия содержания и предназначения народного искусства внешним условиям бытования. Но, постепенно утрачивается искусство инструментального музицирования, старая обрядовая песня теснится лирикой нового музыкального стиля, опирающегося на закономерности, чуждые основам национального музыкального мышления. Главное, не утрачиваются принципиальные основы народной музыкальной системы. Ее устойчивость позволяет исследователям продолжать собирание и публикацию ценнейших памятников народного музыкального искусства.
Народная музыкальная культура остается актуальной и для будущего — как сама по себе, так и в качестве питающей среды, фундамента новой ветви национальной музыкальной культуры — профессионального композиторского и исполнительского творчества.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.