Лекция на тему «Симфония №40 Моцарта»
Преподаватель МБУ ДО ДШИ №2 г. Старый Оскол Гольева Н.А. проведет лекцию, посвященную лирико-драматической симфонии Моцарта №40 g-moll.
Среди современных ей симфоний g-moll-ная выделяется очень резко, прежде всего — чувством тоски и беспокойства, господствующим во всех ее частях. Уже начало симфонии захватывает тревогой и смятением, когда без всякой вступительной подготовки возникает главная тема I части, звучащая как исповедь. Поставив личные переживания человека в центр действия, 40-я симфония Моцарта утвердила новый тип лирико-драматической симфонии, получивший развитие у композиторов-романтиков.
В сонатной форме I части и главная, и побочная темы одинаково лиричны, ни одна, ни другая изначально не содержат «волевых» элементов (кварто-квинтовых интонаций, унисонных ходов, пунктированных ритмов и т. д.). Главная тема опирается на «мотивы вздоха» и широкие секстовые скачки. Побочная тема (B-dur) более спокойна и поэтична, однако это спокойствие скоро рассеивается: в побочную тему вторгается материал главной партии (резко неустойчивые, плотные аккорды в синкопированном ритме и нарастающей динамике).
Начало разработки отмечено резким тональным сдвигом из B-dur в далекий fis-moll — общий колорит внезапно темнеет, все внимание сосредоточено исключительно на главной теме. При этом главная тема предстает то мрачной, горестно-исступленной (в первом разделе разработки), то проникается безысходной скорбью (во втором разделе).
Реприза обширнее экспозиции, в основном, за счет связующей партии, которая разрослась почти вдвое. В ее теме акцентируется действенная мятежность. Тем резче становится сопоставление связующей темы с побочной, которая погружаются в минор. Оминоривание мажорных тем в репризе — черта, свойственная именно моцартовским сонатным формам.
II часть — лирическое Andante (Es-dur, сонатная форма).
Менуэт (g-moll, сложная 3-х ч. форма) не является здесь развлекательным жанровым интермеццо. Под такой менуэт невозможно танцевать. Только в трио (G-dur) возникает нежный женственный образ, напоминающий о галантных нравах XVIII столетия.
В классической музыке финал, как правило, проще по форме и легче по содержанию, чем первая часть: его роль — «снятие» всех конфликтов (если произведение драматического склада). Финал симфонии № 40 (g-moll, сонатная форма) к этим случаям не относится. Соотношение тем экспозиции — примерно такое же, как в первой части симфонии, и судьба побочной темы оказывается столь же печальной: после бурной разработки она лишается мажорной окраски и в репризе проходит в g-moll. Разработочный раздел финала по драматической напряженности не только не уступает первой части, но даже превосходит ее.
Итак, основное содержание симфонии — это трагическое осознание несовершенства мира. Жизненные конфликты воспринимаются как неразрешимые. Напряженные поиски ясности, гармонии — безрезультатны.
Лекция будет сопровождаться звучанием фрагментов частей симфонии №40 Моцарта.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.