Формы и методы использования народных музыкальных инструментов в духовно-нравственном воспитании детей
Школа сегодня остается одним из главных центров, где как-то еще сохраняются и регулярно поднимаются вопросы нравственного развития и воспитания детей, содействия процессу нравственного воспитания вне школы и в семье, поисков путей его сохранения. Именно поэтому перед любым учителем музыки встают вопросы, касающиеся процесса духовно-нравственного воспитания. Оно является основой всех основ, в зависимости от того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.
Концепция духовно-нравственного воспитания, разработанная для школьников России, гласит, что нужно стремиться стать высокоморальным, творческим, профессионально компетентным гражданином России, который воспринимает судьбу страны как собственную, осознаёт ответственность за государство, воспитанный в традициях Российской Федерации. На эти базовые ценности необходимо ориентироваться, воспитывая детей школьного возраста, организовывая педагогическое воздействие на них дома и в школе. Процесс обучения в школе — это основная среда, где происходит духовно-нравственное становление подрастающего поколения.
Самостоятельно юная душа не способна найти правильные жизненные ориентиры. Именно мы, взрослые, можем указать ребёнку путь к добру, созиданию, свету. От того, насколько мы вовремя и умело это сделаем, зависит наше будущее. Важно глубоко понимать и находить эффективные формы и методы решения этих проблем, адекватные сложности поставленных задач.
Формы использования учителем музыки народных музыкальных инструментов должны способствовать формированию у школьников высших моральных ценностей. К важным источникам нравственного опыта школьников относится искусство. Оно должно быть разнообразным и постоянным, пронизывать всю жизнь ребенка, насыщать его душу сопереживанием другим людям.
Формы такого общения с искусством: творческие встречи, уроки-концерты, специально подготовленные тематические беседы, смотры художественной самодеятельности, посещение театров, художественных выставок, участие в творческих конкурсах и фестивалях, школьных музыкальных спектаклях, посещение кружков индивидуального и ансамблевого музицирования на народных инструментах, хорового пения и т. п. Искусство совершенно незаменимо в формировании сознания и культуры чувств личности. Оно расширяет, углубляет и организует нравственный опыт человека. Все вышеназванные формы позволяют использовать народные музыкальные инструменты как средство духовно-нравственного воспитания детей.
Под методами воспитания мы понимаем способы воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности.
Методы духовно-нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств, выработки навыков и привычек поведения.
На выбор методов духовно-нравственного воспитания влияют возраст обучающихся и их жизненный опыт. В процессе духовно-нравственного воспитания в основном применяются такие методы, как убеждение и упражнение, поощрение.
Для формирования духовно-нравственных взглядов и убеждений целесообразно использовать рассказ, разъяснение, объяснение, внушение, пример. Среди этой группы центральное место занимает метод убеждения.
Этот метод служит для формирования взглядов, которых в сознании и словарном запасе детей раньше не было.
Рассказ о народных музыкальных инструментах — это яркое, эмоциональное изложение сведений о том или ином инструменте, об истории его создания, об особенностях звукоизвлечения, тембра.
Разъяснение как метод может быть использовано для формирования и закрепления нового знания в области искусства.
Воспитательным методом большой силы является пример. Конкретные примеры активно формируют сознание, чувства, убеждения ребёнка. Воспитательную силу имеют образы героев опер, музыкальных сказок, песен, музыкальных фильмов.
Урок музыки в школе — это главное место, где ученики коллективно действуют и переживают, накапливая при этом опыт нравственного общения.
В процессе уроков дети учатся работать самостоятельно, понимать друг друга, сравнивать свои познания со знаниями одноклассников, отстаивать своё мнение, осуществлять помощь и принимать её. Учась, школьники переживают радость открытий новых знаний для себя, досаду в случае неудач и ошибок. Всё это — начало нравственного воспитания, где учителю музыки отводится ведущая роль.
Традиционно, моральное воспитание школьников базируется на основе передачи нравственно-духовного опыта. Современный учитель должен организовывать свою деятельность таким образом, чтобы с помощью современных и доступных детям методов прививать им нравственные качества. Учителю следует помнить, что нравственный компонент должен пронизывать каждый урок искусства.
Поэтому при организации педагогической деятельности нужно задумываться, каким образом можно продуктивно повлиять на развитие детей в мотивационном, интеллектуальном и эмоциональном плане с помощью использования народных музыкальных инструментов.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.