Шахматы, как спорт, искусство и наука

Событие завершилось
12+

Шахматы, как известно, относятся к спорту, несмотря на то что игра в них не сопряжена с мышечной деятельностью, а занятия шахматами с традиционной точки зрения относятся к физкультурно-спортивному направлению. Характер и содержание обучения этой игре в значительной степени связаны с интеллектуально — мыслительной  деятельностью, с общекультурным развитием и обладают личностно — формирующими и образовательно — развивающими возможностями. В процессе занятий шахматами развивается логическое и интуитивное мышление, долговременная и оперативная память, совершенствуется способность к концентрации внимания. Шахматы способствуют организации мышления, способности к выбору решения, способствуют гармоничному развитию личности. Шахматы — это бесконечные упражнения для ума.

Шахматы — это старинная, мудрая, увлекающая и прекрасная игра. Обучение шахматной игре является сложным и трудоёмким процессом, поэтому очень важно донести до сознания занимающихся то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе. По существу шахматы должны быть отнесены к гиподинамическому виду спорта, так как шахматисты ведут малоподвижный образ жизни, при этом характерной особенностью игры является то, что она сопровождается значительным эмоциональным и интеллектуальным напряжением.

Шахматная игра не без основания относится и к спорту, и к искусству, и даже — к науке. Влияние шахмат на формирование интеллекта. Логического, тактического и стратегического мышления общепризнанно. Предполагают, что шахматы были прототипом различных воин и битв, но без кровопролития, и поэтому завоевали огромный интерес у правителей древних государств, где они могли сразиться друг с другом не причинив своему войску ни единой царапинки. Детей привлекает в шахматную школу желание научиться успешно командовать и общаться с противником через фигуры и игру.

Способности, которые развивают шахматы:

  • Логическое мышление

В шахматах ходы взаимосвязаны между собой. Поэтому во время игры шахматисту приходится выполнять одни и те же действия. От партии к партии он ищет наилучшие решения, оценивает сложившуюся ситуацию и делает самый выгодный для него ход. Интересно, что развитие логического мышления не требует каких-либо усилий, поскольку происходит неосознанно. С течением времени умение быстро принимать самое верное решение оттачивается до автоматизма. Человек на уровне подсознания сначала ищет, а потом делает лучший ход.

  • Анализ и планирование

Самое главное в игре — оценить свою позицию и сделать правильные выводы относительно дальнейших действий. Для этого шахматист проводит тщательный анализ игры и планирует следующий ход. Иногда не один, а сразу несколько. Анализировать умеют практически все люди. Но у кого-то этот навык развит меньше, у кого-то больше. Шахматы же помогают развить его до высокого уровня. Делают это они быстро и эффективно.

  • Память

Понять, как шахматы развивают память, поможет простой наглядный пример. Как известно, запоминание — это процесс связывания информации. Это могут быть новые и старые данные или же отдельные части новых. В процессе упорядочивания они уменьшаются в размерах и становятся более понятными. Такой информацией легко пользоваться. Если известна хотя бы ее часть, легко получится вспомнить весь объем. Игра в шахматы превращает умение связывать информацию между собой в привычку. Здесь нет стандартной схемы ходов. Поэтому человеку нужно представлять общую картину, думать над тем, как ход повлияет на дальнейшее развитие событий. Также следует учитывать предыдущие шаги и угрозу со стороны противника. При этом не важно, возникла она сейчас или несколько ходов назад.

  • Концентрация и внимание

Не стоит думать, что все получится с первого раза. Концентрация и способность фокусировать внимание будут улучшаться с каждой шахматной битвой. Вместе с ними усилится сосредоточенность на делах и в повседневной жизни.

  • Выработка воли и характера

Чем полезны шахматы в плане развития личности? Главная задача в игре — получить победу. Противник — человек, обладающий интеллектом и определенными способностями. В борьбе с ним в любом случае придется проявлять волевые усилия. Они нужны и для того, чтобы правильно реагировать на тактику соперника, контролировать эмоции и, несмотря ни на что, идти к цели.

  • Развитие целеустремленности

Еще одно качество из тех, что развивают шахматы. Оно не означает, что нужно сразу ставить цель добиться чемпионского титула, хотя такие стремления и вызывают уважение. Достаточно уверенно, пусть и с ошибками, идти к победе.

  • Развитие способности к обучению

По эффективности оно ничем не отличается от институтского. Тем более, если учесть факт, что большую часть информации придется осваивать самостоятельно. Тренер дает только общие данные, но никак не проводит глубокий анализ. Поэтому изучать особенности игры будущий гроссмейстер будет в одиночку. Благодаря этому он не только разовьет способность учиться, но также выработает самодисциплину и ответственность.

  • Умение мыслить системно и нестандартно

Из-за бешеного жизненного ритма порой сложно организовать свой мыслительный процесс. Шахматы же развивают это умение. Изучение их особенностей, а также процесса игры дисциплинируют, учит систематизировать полученную информацию и выстраивать действия в логические цепочки. Системное мышление не означает, что человек будет думать только в одном направлении. Наоборот, оно способствует поиску нестандартных, подходящих к сложившимся обстоятельствам решений. Которые нужны не время от времени, а в каждой партии.

Что было обнаружено учеными?

  1. 78% постоянных игроков — выпускники ВУЗов.
  2. 20% семей, регулярно играющих в шахматы, зарабатывают не меньше 10 000 долларов в месяц.
  3. Шахматисты в 5 раз быстрее проанализируют и поймут прочитанную научную статью.
  4. 40% постоянных игроков позволяют себе приобретать предметы роскоши.

Для наглядности можно привести в пример известных успешных людей:

  • Питер Тиль, основавший Paypal, — заядлый шахматист;
  • Билл Гейтс и Пол Аллен, основавшие Microsoft, часто играют партии между собой;
  • Мэрилин Монро, Марлон Брандо, Хамфри Богарт всю жизнь оставались поклонниками шахмат.

И это лишь 3 примера. Есть и другие звезды, которые известны любовью к игре: Стэнли Кубрик, Арнольд Шварценеггер, Николас Кейдж, Уилл Смит и другие.

Влияние шахмат на работу головного мозга, характер и личность в целом неоценима. Они учат планированию, логическому мышлению, целеустремленности, настойчивости и т. д. Человек учится анализировать ситуацию на доске, просчитывать ход противника и искать единственно правильное решение, ведущее к победе. В процессе улучшается его память и способность воспринимать информацию. Также он развивает умение находить нестандартные решения вполне обычных задач.

Стремление детей заниматься шахматами есть. Дать им возможность проявить себя в шахматах — наша обязанность. И, конечно же, организатором выполнения этих обязанностей является МБУ «КСШ, имеющая своё шахматное отделение.

Муниципальное бюджетное учреждение города Абакана «Комплексная спортивная школа» МБУ «КСШ», осуществляет спортивную подготовку занимающихся по 3 отделениям: отделение шахмат, отделение футбола, отделение пулевой стрельбы, с общим количеством занимающихся 635 человек.

Тренерский состав школы, имеют высшее профессиональное образование, высшие и первые категории и большой стаж тренерской работы. Вместе со своими воспитанниками принимают активное участие во всех мероприятиях города (Дни здоровья, Дни туризма, Спортивные забеги, веселые старты и другие).

Спортсмены школы участвуют в городских, республиканских соревнованиях, в Первенствах Сибирского Федерального округа, на Чемпионатах России, Чемпионатах Мира и Европы. Воспитанники отделения шахмат неоднократно становились победителями чемпионатов и первенств Республики Хакасия по шахматам, победителями СФО, Первенства России.

Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна