Реальное событие и реальный герой сценария театрализованной программы

Событие завершилось
18+

Реальный герой в художественно-публицистическом представлении. Принципы работы сценариста с реальным героем.

Сценарий театрализованного представления или праздника вызванный к жизни тем или иным событием должен быть построен на реальном драматургическом материале этого события.

В сценарии тематического вечера, массового праздника, театрализованного митинга, концерта, ритуала, широко используются различные средства искусства, но его фундаментом всегда выступает действие, в основе которого лежит событие, рождающееся из цепи явлений из жизни. Выделение из цепи событий знаменательного, как для одного человека, так и для всего общества, является важнейшим условием в деятельности постановщика театрализованных программ и первым этапом работы над сценарием, обусловливающим его замысел и решение.

Из содержания праздничного календаря мы видим, что любая праздничная дата наполняется конкретным содержанием, которое определяет форму и сценарный замысел театрализованного представления и праздника.

Главное, что определяет специфику художественно-публицистического представления — это его документальная сценарная основа. Документ и факт — активные, убедительные средства, нашедшие в драматургии художественно-публицистических представлений различные формы своего выражения — от простого их переноса на сцену до глубокого художественного обобщения. В сценариях активно используются конкретные события, факты, имена для того, чтобы на близком и понятном материале решить важнейшие политические, нравственные проблемы, в целях максимального эмоционального воздействия на зрителя.

Основная черта драматургии такого рода — тесная связь содержания, идейной направленности с насущными задачами времени, стремление наиболее полно и ярко отобразить окружающую жизнь, остро чувствуя актуальные, волнующие зрителя проблемы и откликаясь на них, что в конечном итоге способствует идейно-политическому, эстетическому, нравственному воспитанию и повышению социальной активности зрителей.

Как известно, основой любой драматургии, прежде всего, является непрерывно развивающееся целенаправленное действие, выраженное в столкновении характеров, убеждений через поступательную логическую цепь событий. Действие, в основе которого лежит конфликт, — главный признак драматургии. Никакая логическая последовательность, часто встречающаяся во многих сценариях — хронологическая, биографическая, даже сюжетная — не может подменить подлинную действенную основу драматургии.

Целенаправленность непрерывного действия обуславливает его развитие, нарастание, преодоление преград во имя того, что является главной мыслью, идеей произведения. Этому должно быть подчинено все: выбор документальной фактической основы будущего сценария, привлечение того или иного литературного или музыкального материала, отбор выразительных средств драматургии, способ контакта со зрительным залом и т. д. и, наконец, сама композиция драматургического произведения. Отсутствие или расплывчатость непрерывной линии действия является свидетельством отсутствия четкого драматургического замысла, который должен содержать в себе гражданское, идейное толкование фактов, событий, характеров, замысла, являющегося предощущением будущего сценария художественно-публицистического представления.

Тема, идея, замысел, решение, композиция, действие, конфликт — понятия, обязательные для любой драматургии, в этом проявляется естественное и закономерное родство драматургии художественно-публицистического представления с драматургией театра и эстрады, с которой ее объединяет сценический характер воплощения материала. Отличие же не в существе, а в конкретных, частных, локальных задачах и способах их решения.

Предварительный поиск и отбор фактического и документального материала предполагает знакомство с конкретными людьми, их биографиями и делами, изучение различных сторон их жизни, среды в которой они живут, ознакомление с документами, письмами, архивными материалами, а также с художественными произведениями, впрямую или косвенно относящимися к заданной теме.

Накопление творческого потенциала и освоение необходимого материала подготавливают почву для формирования замысла. Яркий, точный замысел, рожденный знанием, пониманием задач, потребностей аудитории, ее особенностей, глубоким проникновением в жизнь и, конечно, талантом художника, всегда индивидуален, он определяет всю дальнейшую работу.

Рассмотренные выше этапы драматургического процесса, очевидные для создания самостоятельного оригинального произведения, не менее правомочны для работы по созданию сценариев, смонтированных из готовых кусков или эпизодов (так называемые компилятивные сценарии). Это, как правило, монтажи, составленные из заимствованных текстов, эпизодов, построенные на использовании известных сюжетов. Однако ход работы над драматургией такого произведения остается прежним. Этап формирования замысла определяет критерии выбора того или иного готового номера или эпизода, участие того или иного исполнителя. В противном случае этот набор становится случайным, выбор тех или иных фрагментов производится лишь по принципу их соответствия теме, а не замыслу произведения.

В том случае, когда авторы сценария используют произведения, созданные помимо них, или включают в ткань сценария готовые, уже отрепетированные номера, фрагменты фильмов и т. п., характер творчества на этом этапе не меняется. Сам процесс написания сценария по-прежнему предполагает постоянное изучение документального и художественного материала.

Своеобразный поворот темы, точно найденный образ, живой язык — вот что делает ярким и эффективным художественно-публицистическое представление и каждый его эпизод. Найти, разглядеть в конкретном, может быть, даже хорошо известном факте зерно будущего ростка образа, которое поможет сформироваться замыслу, самый важный момент сценарного творчества. Неразрывность единства “факт — драматургический замысел — решение” является необходимой и обязательной в работе как над всем сценарием представления (независимо от того, идет речь о едином сюжетном произведении, приближающемся к традиционной театральной драматургии, или о сценарном ходе, объединяющем разножанровые законченные эпизоды), так и над каждым его номером.

Монтаж при создании сценария художественно-публицистического представления является подлинно творческим процессом. Он невозможен без четкой идейно-художественной цели, без образно-логического ощущения и понимания задачи. Наиболее действенными, богатыми возможностями располагает так называемый контрастный монтаж. Он помогает вызвать у зрителей ощущение собственного участия в происходящем на сцене, сопереживание.

Сверхзадача, мысленно предвосхищаемая авторами, есть центральное звено сценария. Именно она определяет выбор вариантов воздействия для достижения определенного практического результата. Поэтому реакция зрителя имеет важное значение тогда, когда художественно-публицистическое представление, став подлинно творческим, образно-документальным актом, отразилось на их сознании, на их реальной жизни, на их делах, может быть, даже отразилось очень конкретно — в последующих решениях, поисках нового.

На этапе реализации замысла, поиска путей его решения сценаристом используется весь неисчерпаемый арсенал выразительных средств драматургии (факт, художественный вымысел, композиция, поэтическое слово, ритм и т. д.) в целях создания нового, оригинального, подлинно художественного современного произведения, и современность эта определяется, прежде всего, гражданственностью его звучания, высокой идейностью замыслов. Разнообразие тем в художественно-публицистическом представлении, форм их решения, многожанровость, специфика воплощения документального фактического материала требуют и особого подхода к поиску общего решения сценария. Все номера и эпизоды, составляющие представление, могут объединяться посредством:

  • сквозного хода, связывающего все эпизоды при помощи ведущих участников или постоянных персонажей;

  • связки, проходящей не только между эпизодами, но и через них (эти функции могут осуществлять сквозные персонажи, участвующие в эпизодах, имеющих самостоятельный сюжет);

  • музыкального, пластического, декоративного приемов, причем связь эпизодов может носить как логический, так и внутренний, эмоциональный характер;

  • сюжета, который требует своего развития внутри составляющих программу эпизодов и номеров, даже если каждый из них будет носить законченный характер.

В более обобщенном виде можно, тоже с определенной степенью условности, говорить о сюжетном, монтажном и сюжетно-монтажном характере формирования художественно-публицистического представления.

В первом случае прослеживается стремление к цельной, со сквозными персонажами, драматургии, к своеобразным пьесам, которые изредка появляются в репертуаре групп, располагающих большими исполнительскими и постановочными возможностями.

Во втором случае драматургия лишена сюжетной линии и строится на монтаже законченных отдельных эпизодов (номеров) представления, а ее цельность, непрерывность эмоционального воздействия достигаются постановочными выразительными средствами, точно выстроенном темпо-ритмом программы.

И, наконец, сюжетно-монтажный характер драматургии, наиболее распространенный в художественно-публицистических представлениях, заключается в существовании сюжетной линии, объединяющей отдельные законченные номера и эпизоды.

Примеров драматургических решений сценарного хода множество, главное чтобы оптимальным творческим результатом становилось сочетание внешнего, логического, и внутреннего, эмоционального хода, рождающее в конечном итоге непрерывно развивающееся действие. Непритязательно звучащее понятие “принципы формирования художественно-публицистического представления” скрывает в себе специфическое произведение драматургии, основанное на факте, органично использующее все возможности художественного вымысла, продиктованного правдой жизни, и привлекающее выразительные средства драматургии различных видов и жанров литературы и искусства.

Но главное требование, которое предъявляется сценаристу художественно-публицистического представления — хорошо знать жизнь, обладать воображением и фантазией, вкусом, тактом, чувством меры и активной потребностью писать во имя определенных мыслей, идей, задач.

Театрализация, представляющая собой художественное осмысление реального события общественной жизни, становится все более значимой в Российском обществе, ибо она дает возможность передать особый общественный настрой, сделать яркими, впечатляющими знаменательные даты и этапные события нашей жизни, показать в зримой, образной форме эстафету поколений Российского народа. Драматургия театра позволяет автору смоделировать канву спектакля, не прибегая зачастую к конкретизации, что отвечает функциям театра как искусства больших социально-художественных обобщений, собирательных образов. Драматургия театрализации выполняет, конкретную функцию художественного осмысления и оформления реального события или факта. Ее герои не могут быть вымышленными — это всегда конкретные люди. Здесь большое значение имеет правильный выбор героя, который был бы наиболее типичен, отвечал сути того или иного события, лежащего в основе театрализации. При этом типичность героев театрализации будет опираться на включении таких ассоциаций у собравшихся людей, которые вызвали бы у них потребность применить судьбу этих героев к своей личной судьбе.

Анализ проведенных театрализованных представлений и праздников подтверждает, что особенно удаются они там, где в центре театрализации яркие образы (юбиляров, выпускников, лучших студентов). Создание ярких образов реальных героев на общем фоне конкретных событий очень важно. Путь образного решения сценария театрализованных программ всегда идет от определенной конкретизации героев сценария, особенно в каждом из его эпизодов, к обобщенному собирательному образу сценарно-режиссерской разработки, наиболее адекватному идеи празднично-обрядового действия. Причем эту образность предсказывает именно реальный материал, жизненный путь героев театрализации, положенные в основу сценарно-режиссерского хода. Диалектика общего и частного, собирательного и конкретизированного чрезвычайно характерна для театрализации и составляет ее сценарное ядро.

Сущность театрализации выдвигает важнейшие требования: в сценарной разработке любой, даже самый всеобщий праздник, знаменательное событие, торжественная дата должны быть конкретизированы до уровня той общности людей (трудового коллектива, юбиляра, города) в которой он отмечается. А это значит, что в первую очередь необходимо точно подать героя театрализованной программы. Их жизнь, их судьбы должны точно перекликаться с празднуемым событием, быть созвучным ему.

Поиски героя всегда были главной задачей писателя, драматурга, художника, определяли судьбу будущих произведений литературы и искусства. Если мы хотим поднять художественный уровень театрализации, то поиски героя должны быть законом сценарно-режиссерской разработки.

Каковы же основные требования, которые должны быть учтены при выборе реального героя театрализованного представления или праздника?

Прежде всего — это должен быть всегда конкретный человек — участник того или иного события. Казалось бы, это элементарная истина, продиктованная социальной функцией театрализации, ее прямым предназначением в политико-воспитательной работе. Однако очень часто в практике постановки театрализованных представлений и праздников участие реальных людей, создание образов современников, подменяется композицией с героями, взятыми из литературы и искусства. В этом случае театрализация трактуется как просто умелый монтаж. Конечно, такие монтажи могут представлять интерес, но лишь в качестве иллюстративного материала.

Театрализация всегда ситуативна, вызывается определенными социальными потребностями личности, которые должны быть реализованы организаторами в ходе праздника. Человек приходит на праздник, движимый своим отношением к реальному событию. А для этого ему нужно почувствовать себя одним из героев-участников. Если мы предложим людям спектакль, композицию, а не театрализованное действие, то оставим неудовлетворенными потребности каждого пришедшего на праздник.

Работа режиссера и сценариста с реальным героем необычайно сложна, требует продуманной художественно-педагогической программы, умения и такта. Ведь здесь приходится иметь дело, во-первых, каждый раз с новыми людьми, их индивидуальностью, а во-вторых, с людьми, которые не являются профессиональными актерами, зачастую не умеют выступать публично, теряются при появлении в качестве объекта внимания большой аудитории. Мастерство режиссера театрализованного действия заключается, поэтому не только в том, чтобы в рамках задуманного сценарно-режиссерского решения создать тот или иной эпизод, но и в том, чтобы вызвать у реального героя потребность выйти к аудитории. Здесь нет, и не может быть взаимоотношений режиссер-актер, как и вообще не может быть аналогии между реальным героем театрализации и актером. Сценарно-режиссерская работа с героями, участвующими в театрализованном действии, должна строиться таким образом, чтобы у людей непосредственно зарождалось чувство необходимости и органичности действий, мизансцен, текстов, которые им предложены.

При этом организаторам важно учитывать такие личностные качества реального героя, как черты характера, темперамент, память, уровень эмоционально-образного отражения и сохранения общественно-исторического опыта, переключение внимания, умение мобилизоваться, и конечно, речевые особенности, язык как средство коммуникации. Ведущими чертами коммуникаций в сфере общения для реального героя выступают: умение «взять» внимание, компетентность, демократичность, смелость суждений, сильная воля, импровизация и быстрота реакции, эмоциональность. Конечно, в полном объеме такой комплекс редок, но сила сценариста и режиссера при работе с реальным героем заключается как раз в умении подчеркнуть наиболее выигрышные черты, выявляющие общность ситуативного настроя героя с участниками праздника, располагающие аудиторию к совместному действию.

Продумывая, как наиболее выигрышно подать реального героя, необходимо опираться на конкретные личностные качества каждого человека, исходя при этом из имеющегося документального материала. Возможен акцент на репродуктивной деятельности — наименее эффективный с точки зрения эмоционального воздействия. Исходя из конкретных бесед, групповых интервью, знакомства с документальным материалом, весь текст создается предварительно реальным героем, а затем совместно с организаторами праздника редактируется. Возможно творческая деятельность, опирающаяся на созданные заранее со сценаристом тезисы выступления и строгий каркас действий. Наиболее же эффективна творческо-инициативная методика работы с реальным героем театрализованной программы, которая предполагает импровизацию на предварительно обговоренную тему в определенных временных рамках.

Функциональная линия действия реального героя предполагает четкое понимание задач, поставленных перед ним в контексте сценарно-режиссерского замысла. Реальный герой может ярко и образно связать эпизоды, придать динамику театрализованному действию, персонифицировать идею, акцентировать внимание на конкретных событиях, прокомментировать их и сделать выводы. Отсюда — постановка конкретных действенных задач перед реальным героем: вспомнить пережитые события, организовать перекличку, рапортовать, дать наказ, произнести клятву, призвать к реальному действию. Отметим, что, решая конкретные действенные задачи, необходимо помнить: в реальном театрализованном действии нет мелочей. Важно все — как одет человек, как ведет себя и даже насколько типичен он для празднующей общности. Так личностные качества, сочетаясь с задачами сценарно-режиссерского замысла, диктуют организаторам театрализованного действия выбор конкретного человека, единственно возможного в эпизоде реального героя.

К сожалению, на практике частой ошибкой сценаристов и режиссеров является попытка превратить героя театрализованного действия в актера. Нередки сценарии, в которых такого героя делают участником игровых сцен, заставляют читать стихи, петь, танцевать и т. д., ставя его тем самым в неловкое положение. В результате у участников праздников вместо внутренней взволнованности и сопричастности к театрализованному действию возникает ощущение фальши, рожденное наигранностью и неправдой происходящего. Напротив, путанные, сбивчивые, но идущие от самого сердца слова, в которых действительно оживают воспоминания, не нуждаются в каком-либо антураже.

Анализ практики показал, что сама конкретизация биографического материала в сценарии выступает как важное идейно-эмоциональное выразительное средство. Чем конкретней сценарный материал, тем ярче образ героя театрализации.

Неконкретность же материала сценария делают образ реального героя менее выразительным, даже при усилении его режиссерскими приемами, художественными средствами.

Суть театрализации именно в том, что реальный герой не играет на сцене, а несет очень конкретную информацию, которую режиссер и сценарист призваны подчеркнуть, усилить, акцентировать художественными выразительными средствами. Эти линии взаимодействуют в рамках эпизода, но не сливаются в единое целое. Задача режиссера — создать вокруг своего героя атмосферу естественности, простоты, отсутствия фальши. К сожалению еще очень часты примеры, когда помпезностью и громом фанфар организаторы театрализованных действий пытаются скрыть скудность сценарного замысла, отсутствие режиссерского решения.

Однако само по себе появление реального героя или рассказ о нем в лицах не создают еще нужной образности. Необходимо, чтобы герой вызывал доверие, был близок общности участников праздника, узнаваем, что достигается с помощью художественно-образного обобщения, художественной ассоциации, выступающей вторым планом того или иного эпизода, а также всего сценария в целом. Такая образность диктуется самим биографическим материалом и с помощью разнообразных выразительных средств воплощается в сценарно-режиссерской разработке, проходя красной нитью через каждый эпизод.

Внутри эпизода, центром которого должен являться реальный герой, нужно так расположить художественный материал, чтобы он становился прологом или эпизодом действия, помогая тем самым ассоциативному узнаванию героя. При этом важно, чтобы изображаемые художественные средства были обусловлены сценарным материалом, компоновались с ним.

Документальный материал сценария, связанный с жизнью реального героя будущей театрализованной программы, является не самоцелью, а основой для образного решения и последующего монтажа эпизодов. В противном случае не происходит перевод словесного материала в образный ряд, и сценарий остается литературным произведением, пусть даже и добротным.

Режиссер и сценарист театрализованного представления или праздника проводят большую работу по поиску и выбору реальных героев. Эта работа должна диктовать поиск образного решения и отбор выразительных средств театрализации. Проблема выбора реального героя праздника является очень важным, но, к сожалению, мало разработанным аспектом организации театрализованного действия. А между тем необходимо всегда помнить ряд важных методических моментов.

Следует всемерно расширять круг реальных героев театрализации. Часто приходится сталкиваться с такой ситуацией, когда волей сценаристов и режиссеров одни и те же люди становятся из раза в раз героями праздников. Это превращает театрализацию в своего рода штамп, снижает воспитательный эффект праздников. В таком действии нет драматургической разработки материалов, а есть шаблонная канва, в которую можно вставить выступающего. Привлечение реального героя вообще, когда в сценарии вместо имени конкретного человека стоит, например, ветеран В.О.В. и т. д., приводит к тому, что эффективность воздействия яркой индивидуальности на присутствующих теряется. Очевидно, сценаристам праздников правильнее идти по другому пути: от поисков героев с интересной биографией, наиболее полно отвечающей теме и идее авторского замысла, к последующему выстраиванию на этой основе логики сценария.

И здесь еще раз хочется отметить важность предварительной работы с самими реальными героями будущего театрализованного представления или праздника. Они должны чувствовать себя не «пешками» в руках режиссера, а полными соавторами торжества. Правильно поступает режиссер, если он подробно раскрывает перед участниками весь свой постановочный замысел, советуется с ними, вместе выстраивает действие.

Очень нужна предварительная работа сценариста и режиссера над выступлением героя. Существует неправильная точка зрения, что ее быть не должно, ибо это не этично по отношению к личности выступающего.

Опыт же показывает, что при доверительной атмосфере коллективной подготовке театрализованного представления или праздника такая работа органична, она помогает герою вписаться в это действие, выстроить логику.

И.М. Туманов неоднократно подчеркивал необходимость специальной работы сценариста и режиссера с реальным героем задолго до начала праздника. Именно в этом он видел возможность придать мероприятию необходимый «взлет, градус, энергию», которые соответствовали бы самому действию.

Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна