Сценарий как вид драматургии

Событие завершилось
16+

Драматургия театрализованных представлений и празднеств, ее основные жанры и специфические особенности. Отражение в сценарии основных законов драматургии. Сценарий как литературно-художественное явление. Сценарий как драматургическая основа театрализованного действа. Основные принципы художественной деятельности сценариста (художественная правда, образность, зрелищность и т. д.). Специфические особенности сценария: актуальность, документальность, собирательный характер, максимальное использование приемов активизации зрителя.

Театрализация предполагает возможность преподнесения в художественной форме и именно театральными средствами той или иной идеи. А в применении к представлениям типа тематических концертов, массовых празднеств, слово театрализация может означать лишь органическое сочетание не театрального, жизненного, непосредственно связанного с производственной практикой и бытом людей материала и материала художественного, образного; это сочетание, это сплав документального и художественного, опирающийся на реальное событие.

На практике часто встречаются театрализованные представления, не опирающиеся на документальный и художественный материал, а так же игнорируется реальное событие, не учитывается важность и влияние этих составляющих на сценарно-режиссерскую концепцию.

Именно влияние реального события, документального и художественного материала на формирование сценарно-режиссерской концепции театрализованных программ и массовых праздников — явилось проблемой данной работы.

Театрализованное представление понятие достаточно точное и емкое. С одной стороны, оно означает театр в широком смысле этого слова и в основе своей соответствует понятию рода. С другой, стороны эволюция театрализованных представлений и праздников свидетельствует и об определенном, реально существующем движении в сторону видовых и жанровых подразделений. Этот древнейший и всегда новый благодаря тесной связи с жизнью род искусства имеет много точек соприкосновения с профессиональным театральным искусством, но, как было сказано, характеризуется многообразными особенными чертами.

В практике театрализованных представлений последних лет можно четко выделить виды театрализованных представлений: музыкально-поэтическое представление, художественно-публицистическое представление, театрализованный концерт, массовое театрализованное празднество.

Сегодня настало время, учитывая накопленный опыт, еще раз осмыслить особенности метода театрализации. И в первую очередь следует понять, что театрализация может быть применена не всегда, не в любых, а только в особых условиях, соответствующих тому или иному отмечаемому событию, к которому причастна конкретная аудитория, как с созданным ею образом этого события, так и с его художественной интерпретацией. В этих условиях особенно сильна тяга к художественному усилению действа.

Такая двойственность функции театрализации, синтезирующая реальную и художественную деятельность, связана с конкретными моментами в жизни людей. В этих условиях особенно сильна тяга к художественному усилению действия, к символической обобщающей образности, к организации деятельности масс по законами театра. Тем самым, театрализация предстает не как обычный прием педагогического воздействия на массы, который можно использовать всегда и всюду, но как сложный творческий метод, имеющий глубокое социально-психологическое обоснование и наиболее близко стоящий к искусству. Благодаря своей социально-педагогической и художественной бифункциональности, театрализация выступает одновременно и как особая организация поведения и действия массы людей.

Однако было бы неверно сводить театрализацию преимущественно к художественному осмыслению, в частности к созданию организаторами массового праздника художественных образов, отражающих значимые, ценные для человека жизненные события и факты. Здесь как раз и таится опасность сведения массового праздника к зрелищу. Эстетическая ценность события стимулирует социальную активность личности и позволяет превратить любое празднично-обрядовое действие по поводу этого события в организационное проявление самодеятельности массой его участников.

Механическое толкование театрализации как внесение в ту или иную форму массового действия художественности и документальности связано с пониманием этого метода как специфического способа обработки и организации материала в отрыве от организации деятельности самой массы. Наоборот, организация театрализованного действия массы не подкрепленная соответствующей сценарной художественно-публицистической основой, лишает его действия реальной почвы. Исходя из выше сказанного, предметом данного исследования являются методы и приемы включения документального и художественного материала в действенную структуру театрализованных программ и массовых праздников; работа с реальным героем.

Обогащая действие образностью, театрализация помогает возникновению у каждого участника ассоциаций, близких к эго собственным жизненным впечатлениям, его опыту, его мироощущениям, и тем самым активизирует, вызывая потребность к действию.

Культурно-досуговые программы, театрализованные представления массовые празднества в честь знаменательных для всей страны дат и важнейших событий в жизни коллективов занимают все большее место в нашей действительности.

Главная черта драматургии такого рода — тесная связь содержания, идейной направленности с насущными задачами времени, стремление наиболее полно и ярко отобразить окружающую жизнь, остро чувствуя актуальные, волнующие зрителя проблемы и откликаясь на них, что в конечном итоге способствует идейно-политическому, эстетическому, нравственному воспитанию и повышению социальной активности зрителей.

Основой любой драматургии, прежде всего, является непрерывно развивающееся целенаправленное действие, выраженное в столкновении характеров, убеждений через поступательную логическую цепь событий. Действие, в основе которого лежит конфликт, — главный признак драматургии.

Никакая логическая последовательность, часто встречающаяся во многих сценариях — хронологическая, биографическая, даже сюжетная — не может подменить подлинную действенную основу драматургии.

Целенаправленность непрерывного действия обуславливает его развитие, нарастание, преодоление преград во имя того, что является главной мыслью, идеей произведения. Этому должно быть подчинено все: выбор документальной фактической основы будущего сценария, привлечение того или иного литературного или музыкального материала, отбор выразительных средств драматургии, способ контакта со зрительным залом и т. д. и, наконец, сама композиция драматургического произведения. Отсутствие или расплывчатость непрерывной линии действия является свидетельством отсутствия четкого драматургического замысла, который должен содержать в себе гражданское, идейное толкование фактов, событий, характеров, замысла, являющегося предощущением будущего сценария культурно-досуговой программы.

Тема, идея, замысел, решение, композиция, действие, конфликт — понятия, обязательные для любой драматургии, в этом проявляется естественное и закономерное родство драматургии культурно-досуговых и театрализованных программ с драматургией театра и эстрады, с которой ее объединяет сценический характер воплощения материала. Отличие же не в существе, а в конкретных, частных, локальных задачах и способах их решения.

Сценарий культурно-досуговой программы, как правило, определяет и способ контакта со зрителями, прямое обращение в зрительный зал. Такой характер драматургии, логично вытекающий из активных, сегодняшних злободневных задач, имеет и свой практический смысл, связанный с последующим ее воплощением.

Анализ последовательной и целенаправленной деятельности по созданию культурно-досуговой программы позволяет выявить основные этапы этой работы:

  1. Выбор темы;

  2. Формирование идейно-тематического замысла;

  3. Подбор художественного и документального материала;

  4. Предварительная работа над конкретными материалами, фактами, событиями, с конкретными людьми, подбор номеров;

  5. Формирование композиционной основы;

  6. Поиск сценарно-режиссерского хода;

  7. Формирование отдельных эпизодов;

  8. Определение приема монтажа

  9. Работа над литературными текстами.

  10. Оформление сценария.

Проявление той или иной темы будущего произведения, то есть того круга явлений, которые предполагается рассмотреть, определяется, прежде всего, потребностями аудитории и задачами театрализованной программы.

Предварительный поиск и отбор фактического и документального материала предполагает знакомство с конкретными людьми, их биографиями и делами, изучение различных сторон их жизни, среды в которой они живут, ознакомление с документами, письмами, архивными материалами, а также с художественными произведениями, впрямую или косвенно относящимися к заданной теме.

Накопление творческого потенциала и освоение необходимого материала подготавливают почву для формирования замысла.

Яркий, точный замысел, рожденный знанием, пониманием задач, потребностей аудитории, ее особенностей, глубоким проникновением в жизнь и, конечно, талантом художника, всегда индивидуален, он определяет всю дальнейшую работу.

Рассмотренные выше этапы драматургического процесса, очевидные для создания самостоятельного оригинального произведения, не менее правомочны для работы по созданию сценариев, смонтированных из готовых кусков или эпизодов (так называемые компилятивные сценарии). Это, как правило, монтажи, составленные из заимствованных текстов, эпизодов, построенные на использовании известных сюжетов.

Однако ход работы над драматургией такого произведения остается прежним. Этап формирования замысла определяет критерии выбора того или иного готового номера или эпизода, участие того или иного исполнителя. В противном случае этот набор становится случайным, выбор тех или иных фрагментов производится лишь по принципу их соответствия теме, а не замыслу произведения.

В том случае, когда авторы сценария используют произведения, созданные помимо них, или включают в ткань сценария готовые, уже отрепетированные номера, фрагменты фильмов и т. п., характер творчества на этом этапе не меняется. Сам процесс написания сценария по-прежнему предполагает постоянное изучение документального и художественного материала.

Своеобразный поворот темы, точно найденный образ, живой язык — вот что делает ярким и эффективным культурно-досуговую программу и каждый ее эпизод. Найти, разглядеть в конкретном, может быть, даже хорошо известном факте зерно будущего ростка образа, которое поможет сформироваться замыслу, самый ответственный момент сценарного творчества.

Соотношение между воспитательной целью и средствами ее достижения образует внутреннюю диалектику художественно-педагогического воздействия.

Педагогическая цель (сверхзадача), мысленно предвосхищаемая авторами сценария, есть центральное звено сценария. Именно она определяет выбор вариантов воспитательного воздействия для достижения определенного практического результата. Смыслом оптимального художественно-педагогического воздействия является совпадение результата с предварительно намеченной целью. Поэтому реакция зрителя имеет важное значение тогда, когда театрализованная программа, став подлинно творческим, образно-документальным актом, отразилось на их сознании, на их реальной жизни, на их делах, может быть, даже отразилось очень конкретно — в последующих решениях, поисках нового.

На этапе реализации замысла, поиска путей его решения сценаристом используется весь неисчерпаемый арсенал выразительных средств драматургии (факт, художественный вымысел, композиция, поэтическое слово, ритм и т. д.) в целях создания нового, оригинального, подлинно художественного современного произведения, и современность эта определяется, прежде всего, гражданственностью его звучания, высокой идейностью замыслов.

Разнообразие тем в театрализованной программе, форм их решения, многожанровость, специфика воплощения документального и художественного материала требуют и особого подхода к поиску общего решения сценария.

Все номера и эпизоды, составляющие представление, могут объединяться посредством:

— сквозного хода, связывающего все эпизоды при помощи ведущих участников или постоянных персонажей;

— связки, проходящей не только между эпизодами, но и через них (эти функции могут осуществлять сквозные персонажи, участвующие в эпизодах, имеющих самостоятельный сюжет);

— музыкального, пластического, декоративного приемов, причем связь эпизодов может носить как логический, так и внутренний, эмоциональный характер;

— сюжета, который требует своего развития внутри составляющих программу эпизодов и номеров, даже если каждый из них будет носить законченный характер.

В более обобщенном виде можно, тоже с определенной степенью условности, говорить о сюжетном, монтажном и сюжетно-монтажном характере формирования театрализованной программы.

В первом случае прослеживается стремление к цельной, со сквозными персонажами, драматургии, к своеобразным пьесам, которые изредка появляются в репертуаре групп, располагающих большими исполнительскими и постановочными возможностями.

Во втором случае драматургия лишена сюжетной линии и строится на монтаже законченных отдельных эпизодов (номеров) представления, а ее цельность, непрерывность, эмоционального воздействия достигаются постановочными выразительными средствами, точно выстроенном темпо-ритмом программы.

И, наконец, сюжетно-монтажный характер драматургии, наиболее распространенный в театрализованных программах, заключается в существовании сюжетной линии, объединяющей отдельные законченные номера и эпизоды.

Приемов построения театрализованной программы великое множество. Одним из широко распространенных сценических драматургических приемов в поиске сценарного хода или решения отдельного эпизода стало использование фантасмагорических ситуаций, в которые авторы вводят своих персонажей для создания максимально острых, необычайных гротесковых обстоятельств, позволяющих наиболее ярко раскрыть их поступки и характеры, проявить их с неожиданной стороны.

Одним из важнейших этапов создания сценария является поиск сценарно-режиссерского хода, именно благодаря ему появляется возможность композиционно четко организовать материал, достигнуть художественной целостности программы. Примеров драматургических решений сценарного хода множество, главное чтобы оптимальным творческим результатом становилось сочетание внешнего, логического, и внутреннего, эмоционального хода, рождающее в конечном итоге непрерывно развивающееся действие.

Но главное требование, которое предъявляется сценаристу театрализованной программы — хорошо знать жизнь, обладать воображением и фантазией, вкусом, тактом, чувством меры и активной потребностью писать во имя определенных мыслей, идей, задач.

Рекомендуемая литература:

Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна