Роль народных музыкальных инструментов в духовно-нравственном воспитании детей

Событие завершилось
12+

Музыкальными называются инструменты, обладающие способностью воспроизводить при воздействии человека ритмически организованные и фиксированные по высоте звуки или четко регулированный ритм.

Народные музыкальные инструменты созданы народом и распространены в народной музыкальной практике.

У каждого народа есть свои песни, танцы и народные инструменты для их сопровождения или для свободного музицирования, выражения своих чувств, душевного строя. Степень зрелости и жизнестойкости народа зависит во многом от его отношения к своей национальной культуре, народным традициям. Можно отметить, что в тех странах и регионах, где больше чтят народные традиции, обычаи, где на высоком уровне отношение к нравственности, морали (Кавказ в России, Индия, Китай, Япония), там и демографическая ситуация лучше, продолжительность жизни выше, лучше развивается экономика.

Россия преодолела свои тяжёлые периоды, побеждала в войнах, в том числе и потому, что крепки были народные традиции. Народ пел, танцевал, играл на своих национальных инструментах.

«Обычаи и традиции всегда закрепляют то, что достигнуто в общественной и личной жизни, они мощные социальные средства стабилизации утвердившихся общественных отношений. Они выполняли роль социальных механизмов передачи новым поколениям отношений старших поколений, воспроизводили в жизни молодых поколений эти отношения, — пишет И.В. Суханов в своём исследовании «Обычаи, традиции и преемственность поколений». При этом он, указывая на значение преемственности, говорит о главном условии её сохранения: «Преемственность духовной культуры достигалась путём неукоснительного соблюдениями новыми поколениями обычаев и традиций своего племени, народа. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер, психологию».

Специалисты и учёные, занимающиеся вопросами изучения влияния русских народных инструментов на духовно-нравственное воспитание, предлагают рассматривать развитие народного музыкального творчества с применением баяна, гармони и других народных инструментов как один из эффективных способов сохранения и развития духовных и физических сил государствообразующего этноса России.

Музыкально-песенное творчество, народные музыкальные инструменты — важные элементы и составляющие дела возрождения России, её музыкальные символы.

Опросы показывают, что население у нас активно поддерживает народное музыкальное творчество, проявляет живой интерес, в частности, к баяну и гармони. Об этом говорят примерно три четверти опрошенных. Так, проведение в регионах России праздников «Играй, гармонь!» собирает многотысячные аудитории, а показ записей этих праздников по центральному телевидению всегда имеет высокий рейтинг. Баян и гармонь, как яркие представители мира народных музыкальных инструментов, пока входят в число самых любимых в народе инструментов, попадая в первую тройку по распространённости.

Увеличение интереса населения к народному музыкальному творчеству, к баяну и гармони участники опроса связывают, в первую очередь, с ростом национального самосознания, возрождением жизненных сил и духовной мощи русского народа, реакцией народов России на экспансию западной музыкальной массовой культуры, с активной деятельностью общественных организаций, в том числе и Всероссийского центра «Играй, гармонь!», а также с проявлением энтузиазма и инициативы отдельных выдающихся музыкантов страны (А.Заволокин, С. Войтенко, В.Сёмин, Е.Дербенко и др.).

Несмотря на региональные особенности и аспекты, на различие и разнообразие, в целом результаты опросов имеют общероссийское значение. Они являются наглядным показателем духовно-нравственного здоровья нации, индикатором потенциала жизненных сил и перспектив её существования.

Проблема духовно-нравственного воспитания может рассматриваться с позиции национальной и государственной безопасности, а не как второстепенный, частный вопрос в плоскости эстетики, досуга, потребности или интереса отдельных граждан или групп населения.

Народная музыка формирует и сохраняет истинный облик человека, отвечает национальным интересам общества, государства. Сам народ должен сказать своё слово и потребовать от государства внимательного и бережного отношения к наследию национальной культуры, традициям; добиться поддержки исполнительства на русских народных инструментах, финансирования, введения практики широкого массового обучения детей и молодежи.

Несмотря на все сложности переживаемого нами этапа развития страны, баян и гармонь продолжают оставаться любимыми русскими народными инструментами.

Очевидно, что основой музыкального развития детей должна быть именно народная музыка. А народные инструменты должны звучать не только со сцен концертных залов, но и, в первую очередь, в быту, в семьях, в школах, во дворах.

По определению доктора искусствоведения, профессора РАМ им. Гнесиных М.И. Имханицкого, «не имеет никакого значения то, в какой стране, у какого народа впервые появилась первоначальная конструкция того или иного народного инструмента для выявления его национальной принадлежности. Основополагающий критерий — именно традиционность бытования в определённой этнической среде для выражения национального музыкального искусства. Как только распространённый в национальном музыкальном быту инструмент начинает выполнять важнейшую для общества массово-просветительную роль, он обретает именно эту социальную составляющую своей народности. Более того, теперь народность баяна, балалайки, домры, гитары перемещается от этнического компонента понятия «народный» к социальному».

Результаты проведённых учёными исследований обозначили ещё одну проблему — проявились поистине полярные представления о народности баяна и гармони двух категорий общества: музыкальной элиты, профессуры, с одной стороны, и большинства населения — с другой.

И пока элита не перестроится, не изменит своего отношения к баяну и гармони, не изживёт игнорирования всего народного, пока учебные программы и репертуар будут строиться на академических началах по западному образцу, будет падать престиж концертирующих музыкантов-профессионалов, а также всё более уменьшаться набор на отделения народных инструментов в профессиональных учебных заведениях.

Рассмотрение фактора влияния народных инструментов на духовно-нравственное воспитание детей показывает наличие целого ряда острых проблем, которые необходимо решать в ближайшее время.

Во-первых, это некоторое падение интереса к народному музыкальному творчеству, к баяну и гармони в детской среде. Во многом это объясняется невниманием государства и предпринимательства, а также всё тем же влиянием западной музыкальной массовой культуры и нарастанием кризиса русского национального самосознания, ослаблением жизненных сил русского этноса, непродуманностью школьных программ по предметам искусства.

Во-вторых, русские народные музыкальные инструменты стали сегодня малодоступными для широкого круга жителей нашей страны. Цены на баяны и гармони (да и на другие русские народные инструменты) настолько высоки, что семья даже со средними доходами с трудом может их приобрести. Народные инструменты перешли из разряда массовых и общедоступных в категорию предметов роскоши. Да и производство их сокращено, закрыто большинство фабрик музыкальных инструментов. Большинство фабрик переходят на производство дорогих инструментов, прежде всего ориентируясь на профессиональных музыкантов, на академическое исполнительство. В этих условиях трудно говорить о массовом обучении игре на баяне, аккордеоне или гармони. К сожалению, ни в системе специального музыкального образования, ни в дополнительном или общем образовании места для русской гармони нет.

В России насчитывается небольшое количество детских и молодёжных коллективов гармонистов. Вся система начального и среднего звена музыкального образования в России нацелена на подготовку «звёздочек», лауреатов и филармонических артистов, на профессионалов. Образовательный процесс, репертуарная политика денационализированы. Общеобразовательные школы давно не являются центрами передачи национального культурного наследия. Особенно это касается музыкальных традиций и песенного творчества.

В — третьих, информационная среда также почти на 99% заполонена чужеродными мотивами и современными ритмами. Все программы эстетического цикла, дополнительного образования для детей и молодёжи направлены на инновации, модные и современные виды и жанры творчества либо личное (индивидуальное, узкогрупповое) самовыражение. Самовыражение это зачастую происходит на уровне агрессии и противопоставления традициям, вековым устоям, ценностям, вразрез национальной самоидентификации. Для молодого поколения созданы и транслируются с утра до вечера развлекательные музыкальные передачи, не учитывающие воспитательный и национально-традиционный аспекты никак не отражающих русскую самобытность, историю, ценности.

Русская культура играет системообразующую роль в социокультурном пространстве России. А народная традиционная музыка, баян и гармонь занимают особое место в художественной, духовной и нравственной жизни населения России. И поэтому никакое возрождение, развитие общества невозможно без внимательного и бережного отношения к народному музыкальному творчеству, без создания благоприятных условий для приобщения детей и подростков к народной музыке, без разработки мер законодательной защиты культурных рубежей.

Нужно всячески поощрять семейное музыкально-песенное творчество, в общеобразовательных школах вести планомерную работу по духовно-нравственному воспитанию детей с использованием народных музыкальных инструментов.

Необходимо многое изменить в существующей системе музыкального образования и просвещения в отношении к народному творчеству, музыкантам, народным инструментам.

В музыкальных учреждениях нужно существенно пересмотреть программы и учебный репертуар.

Обязательно надо создавать условия для народного музицирования, всячески поощрять семейное музыкально-песенное творчество, в общеобразовательных школах вести планомерную работу по духовно-нравственному воспитанию детей с использованием народных музыкальных инструментов.

Безусловно, проблеме сохранения и развития традиций народного музыкально — песенного жанра с применением баяна и гармони должно уделяться гораздо большее внимание и поддержка, чем это происходит сегодня.

Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна