Татарские народные лирические песни и их главные особенности

Событие завершилось
18+

В духовной жизни татарского народа жанр песни занимал и занимает особое место. В краткой, лаконичной форме в нем отражены все стороны жизни народа, его богатый внутренний мир, раздумья о смысле жизни, о счастье, жизненных ценностях. Произведения народного творчества богаты по содержанию, имеют глубокий философский смысл. Они являются прекрасным материалом для изучения эстетических взглядов, духовных и материальных ценностей татарского народа, являющихся частью мировой культуры.

В двенадцатитомном собрании произведений устного народного творчества, выполненного учеными-фольклористами Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова И. Надировым, Ф Ахметовой, X. Махмутовым и др., татарское песенное наследие представлено в следующих жанрах: обрядовые и игровые, исторические и лирические песни. Каждый жанр, в свою очередь, сгруппирован тематически. Если обрядовая поэзия связана с определенными обрядами и обычаями, а игровые песни — с каким-либо действием, движением, то исторические песни основаны на конкретных исторических событиях.

В данном труде мы ограничиваемся анализом поэтики лирических песен, т. к. мифологические и этнографические основы поэтики обрядовых и игровых, исторических песен требуют отдельного исследования, и это составило бы отдельный объемный труд. Во-вторых, подобный дифференцированный подход дает возможность более тщательного изучения проблемы, глубоко проникая в художественную основу выделенного жанра.

В татарском фольклоре жанр лирической песни представлен как однострофными — короткими лирическими песнями, так и многострофными -протяжными лирическими песнями с психологическим сюжетом и тематикой.

Однако определения короткие и протяжные исходят из разных подходов. Названная с точки зрения текстового оформления короткой, песня может исполняться на протяжный напев, а многострофная протяжная песня, напротив, на короткий напев. Поэтому, не исключая неизменную составную — музыкальную характеристику такого синкретического жанра, как песня, более правильными, на наш взгляд, являются определения двух разновидностей жанра как однострофная лирическая и многострофная лирическая песня.

До известной статьи ученого фольклориста X. Ярмухаметова о существовании в татарском песенном наследии сюжетных песен, опубликованного в 1964 году, признавалось только наличие однострофных1. Многострофные песни могут состоять из самостоятельных строф, которые, бытуя отдельно, относятся к жанру короткой лирической песни. Теоретически краткий сюжет или объединенные вместе несколько строф являются целой законченной песней. Однако на практике исполнители под один и тот же мотив включают несколько самостоятельных коротких сюжетов, или исключают из многострофной песни некоторые строфы, включают другие, меняются полустрофы, слова, порядок слов.

Рассмотрим виды татарских народных лирических песен и их главные особенности согласно классификации, представленной в вышеупомянутом фундаментальном труде — двенадцатитомном собрании произведений татарского устного народного творчества. Лирические песни в нем делятся на два периода, тематика песен второго периода сохраняется, обогащаясь новым содержанием. В оригинале В переводе на русский язык I. Борынгы жырлар I. Древние песни Туган ил, туган як Родная страна, родной край Социаль тормыш, хэсрэтле Социальная жизнь, горестная судьба денья Чит жирлэрдэ бэхет эзлэучелэр моцы Гомер агышы, яшэу кадере Хзтын-кыз язмышы Мэхэббэт жырлары Дуслык, туганлык, мэжлес жырлары Шаян жырлар П.Совет чорында туган жырлар Ленин турында Туган жир пэм яка тормыш турында Боек Ватан сугышы пэм тынычлык турында Яшьлек пэм мэхэббэт жырлары Песни искателей счастья в чужих краях О течении и цене человеческой жизни Судьба женщины Песни любви Песни дружбы и застолья Шуточные песни П. Песни советского периода О Ленине О родной земле и новой жизни О Великой Отечественной войне и мире Песни любви и молодости

Во вводной части сборника лирических и исторических песен И. Надировым дается подробный анализ форм и содержания произведений, относящихся к жанру лирической песни1. Не повторяясь, рассмотрим эту проблему с несколько иной точки зрения, задавшись вопросом, почему именно те темы, по которым сгруппированы песни, были (и остаются) популярными в татарском народном творчестве.

Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна