Пошив тюбетейки с участниками формирования«Ак калфак»
ТРАДИЦИОННЫЙ ГОЛОВНОЙ УБОР ТАТАР — ТЮБЕТЕЙКАТюбетейка / түбәтәй — один из древних и традиционных головных уборов татар. представляет собой небольшую, надеваемую на верхнюю часть головы шапочку.Ключевые словаТюбетейка, такыя, каляпуш, мужской головной убор татар, каляпушный промысел
Происхождение термина тюбетейка связано с тюркским словом «тюбе», что означает «вершина», «навершие» [1]. Исследователи связывают ее появление с воинскими подшлемниками. Наиболее распространенным типом была сфероконическая шапка, сшитая из четырех клинообразных кусков. Такую простеганную шапочку воины надевали, чтобы избежать соприкосновения головы с металлическим шлемом. Бытование таких подшлемников в период Волжской Булгарии и Казанского ханства отмечают и некоторые исследователи Постепенно головной убор распространяется в качестве повседневного и праздничного головного убора всех слоев мужского населения.
В сер. XIX — нач. ХХ вв. среди татар существовали два типа тюбетеек: такыя — полусферической формы и каляпуш — в форме усеченного конуса. Тюбетейки обоих типов носились мужчинами всех возрастов и всех территориальных групп (за исключением кряшен)
По сведениям исследователей, первый тип является наиболее ранним. наравне с такими элементами одежды, как күлмәк, ыштан, аякчу, входил в число приданого невесты. Поздравляя молодого человека с законным браком, здесь говорили: «Такыяң котлы булсын!» («Пусть такыя принесет тебе счастье»)
В иллюстрациях XVIII — первой половины XIX вв. «түбәтәй-такыя» имеет слегка заостренный верх. В дальнейшем он испытал некоторые изменения. Так, среди большого количества музейных коллекций, относящихся к концу XIX — нач. ХХ вв., четырехклинные тюбетейки имеют полусферический верх и соответствуют полусферической форме верхних головных уборов этого периода
Второй вариант тюбетейки — кәләпүш получил распространение лишь в конце XIX — начале ХХ вв. сначала среди мужского населения Казани и Заказанья, а затем и других территориальных групп народа. Очевидно, этим объясняется тот факт, что термин «кәләпүш» встречается именно в Заказанье
Данный тип тюбетейки имеет плоский верх и твердый край. Его шили почти исключительно из бархата, расшивали шелковой нитью, золотой или серебряной канителью, позже жемчугом и бисером «Кәләпүш» из черного бархата в конце XIX — нач. ХХ вв. являлся одним из элементов национальной одежды татар. носили в комплексе с коротким казакином и брюками европейского покроя
Особенность татарским бархатным тюбетейкам придавал своеобразный способ крепления подкладки с верхом, при котором применялась мелкая стежковая техника. Эта техника выглядела особенно эффектно, так как ворсистый бархат скрывал стежки с лицевой стороны. Между рядами стежков закладывался тонкий шнур или скрученный конский волос. В результате этого на внутренней стороне тюбетейки образовывалась ребристая поверхность в виде чередующихся выпуклых и вогнутых бороздок, что обеспечивало своеобразную вентиляцию внутри плотно прилегающего головного убора
На протяжении более чем полувекового периода произошли существенные изменения в орнаментации тюбетеек. Использование при их пошиве разнообразной ткани и приемов орнаментации давало возможность казанским мастерам создавать бесконечное множество вариантов мужских тюбетеек
Более старинные тюбетейки первой половины XIX в. отличаются тем, что крупные волнообразные цветочно-растительные композиции и геометрические мотивы покрывали всю украшаемую поверхность убора. Со временем узор тюбетеек изменился. Ко второй половине XIX в. на верхней части тюбетейки узор по окружности с розеткой посередине заменяется орнаментом, составленным из нескольких крупных букетиков, расположенных по кругу. К концу XIX — нач. ХХ вв. крупные цветочные букеты заменяются мелкими, менее выразительными букетами
Тюбетейку расшивали шелковой нитью, золотой и серебряной канителью Как отмечает Г. Залкинд, в конце XIX — в начале ХХ века спрос на богато расшитые тюбетейки стал сокращаться. Это было связано с активизировавшимся на рубеже веков процессом вытеснения национального костюма общеевропейским. К тому же, большое распространение получили тюбетейки из темной материи, если и с золотой вышивкой, то самого скромного размера, чаще же без всякой вышивки
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.