Ансамбль как одна из форм музыкального исполнительства

Событие завершилось
16+

Ансамбль (фр. ensemble, букв.) — вместе. Группа из двух и более музыкантов-певцов или инструменталистов, совместно исполняющих музыкальное произведение — ансамбль (музыкальный словарь А.Н. Должанского.)По количеству музыкантов ансамбли разделяются на дуэты, трио (терцеты), квартеты, квинтеты, секстеты, септеты, октеты, нонеты, дециметы. К ансамблям относятся также хоры и оркестры.

В Древней Руси коллективное исполнительство бытовало в форме скоморошьих игр. Возникновение инструментального ансамблевого искусства относится к XVIIIвеку, где были распространены ансамбли в виде квартетов. Наиболее распространёнными видами ансамбля в современное время являются дуэт, трио, квартет, хотя в практике существуют ансамбли из большего количества участников.

Ансамбль имеет большое значение для разностороннего музыкального воспитания учащихся. В учебный план ДШИ по дополнительной предпрофессиональной общеразвивающей программе включена дисциплина ансамбль (по видам инструментов). В результате, появились ансамбли балалаечников, домристов, гитаристов, баянистов, аккордеонистов. Как показала практика, в процессе обучения происходит всестороннее развитие способностей учащихся.

Известно, что ансамблевая игра значительно расширяет 1) музыкальный кругозор учащегося, развивает такие качества, необходимые музыканту, как 2) умение слушать не только собственное исполнение, но и партнёра, общее звучание всей музыкальной ткани пьесы — слуховой самоконтроль; 3) воспитывает умение увлечь своим замыслом товарища, а когда это необходимо подчиниться его воле; 4) активизирует фантазию; 5) способствует развитию двигательно-моторных способностей учащихся; 6) обладает широкими возможностями для развития тембро-динамического слуха; 7) развивает чувство метрической пульсации; 8) повышает ответственность за знание своей партии. Каждый участник, по существу, является солистом. Но смысл и значение своей партии необходимо понять как неотъемлемую часть целостности содержания и формы всего произведения.

Одинаковые ощущения характера и темпа произведения, соответствие приёмов звукоизвлечения — именно эти требования являются важнейшими для совместной игры. Работа над ансамблем интенсивно развивает образное мышление учащихся и формирование обобщенных музыкальных понятий. Ансамблевая игра оказывает положительный эффект на процесс развития игровых способностей.Ансамблевая игра может быть включена в различные виды деятельности учащихся в классе специальности.

Ансамблевоемузицирование представляет форму сотрудничества ученика и учителя. Обучение игры на инструменте начинается с донотного периода. С целью развития всех видов слуха, педагог начинает с подбора знакомых мелодий. Мелодии для подбора лучше использовать с поэтическим текстом. Освоение первоначальных навыков игры в ансамбле происходит с первых шагов обучения в инструментальном классе. В начале — это ансамбль ученика и педагога, когда ученик исполняет мелодию, а педагог аккомпанирует, затем они могут поменяться партиями. Ансамбли формируются независимо от возраста, желательно одного уровня развития учащихся. Ансамбли могут быть как одно тембровые, так и смешанные.

Основным требованием к подбору репертуара является художественная и эстетическая ценность. Следующим критерием является его доступность, а также принцип заинтересованности, когда исполняемые произведения вызывают интерес у детей. Особое значение имеет постепенность усложнения репертуара в соответствии с музыкальным и техническим развитием учащихся.

Для первоклассников, не обладающих необходимыми исполнительскими навыками, проводятся занятия в игровой форме, затем ритмические упражнения, например, проговаривая слова песенки, прохлопать ритм; проговаривая слова, прошагать; шагать и хлопать ритм.

Научившимся ученикам извлекать звуки, предлагаются задания-игры в унисон, вопрос-ответ и т. д., что может придумать педагог для интересного и увлекательного хода урока. Знания и умения помогут педагогу сделать переложениедля ансамбля любого музыкального произведения.

Особую актуальность приобретает разработка педагогической технологии развития ансамблевых навыков при исполнении на народных инструментах. Проблема взаимодействия участников ансамбля носит не только технический характер. Важно воспитать умение «чувствовать» партнёра и сформировать навыки игры в ансамбле.

Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна