Лекция «Развитие вокально–интонационных навыков». Часть 1
Любое, красиво звучащее музыкальное произведение, не может не вызвать отклика в душах слушающих его. Проникновенно, продуманно и прочувствованно исполненное вокальное произведение, заключает в себе ещё большую силу воздействия на человека, пробуждая эмоциональные переживания и яркие впечатления посредством не только музыки, но и слова.
О предварительной работе при этом никто и не задумается, т. к. она и не видна вслучае профессиональной подготовки исполнителя. А умению работать над вокальным произведением, доводить его исполнение до готовности и концертного уровня, обучают уже с младшего возраста в детских школах искусств на отделениях сольного пения, где учащиеся приобретают на уроках вокала необходимые вокально-технические навыки, развивают творческое воображение, воспитывают у себя эстетическое мышление, пополняют кругозор, обучаясь в процессе работы над произведением пониманию замысла авторов музыки и словесного текста и умению донести до слушателя задуманное композитором и поэтом, проявляя через исполнение своё личное отношение к этому.
Важно отметить, что вся работа над вокальным произведением, конечно же, предполагает непрерывную одновременную работу над чистотой интонации, над певческим дыханием, над оформлением звука, т. е. над артикуляцией, над дикцией, над высокой певческой позицией и над звуковедением вкупе с динамическими оттенками. В зависимости от возраста обучающихся и их вокальных данных, можно и нужно вести работу над тембровой окраской голоса, над резонированием звука. Все эти вокально-технические навыки приобретаются и отрабатываются как при распевании, на вокальных упражнениях, так и при работе над произведениями и объединяются в единое выражение — вокальная работа.
Остановимся на роботе и развитиии вокально-интонационных навыков.
Чистое интонирование — это:
1. "Знание" вокальным аппаратом звуковысотности каждой ноты на физиологическом уровне.
2. Формирование в мозгу ощущений "ширины" интервалов.
Развитие навыков вокального интонирования — «святая святых» вокального искусства. Именно упражнения на развитие чистой интонации являются основным методическим средством развития музыкальных способностей, в первую очередь, музыкального слуха и музыкальной памяти.
Что касается творческих форм работы, которым в этой работе уделяется особое внимание, то они вовсе не призваны «вытеснить» вокально-интонационные упражнения, а лишь дополняют их, придают им творческую привлекательность и осмысленность.
Процесс развития навыков вокального интонирования делится на несколько этапов.
Первый этап — первоначальное формирование вокально-интонационной координации. Речь идет о развитии самой способности интонировать звуки разной высоты.
Руководствуясь тремя простыми принципами в работе, можно в течение одного года развить эту способность практически у каждого, даже самого «закоренелого гудошника»:
«расслабление зажатости» голосового аппарата;
«опора» дыхания на диафрагму;
интенсивный контроль пения слухом.
«Глиссандирование» на гласных звуках и закрытым ртом — простое, но очень действенное средство, приводящее связки в «рабочий» тонус. Глиссандирование производится в максимально широком диапазоне с различной скоростью и относительно протяженной остановкой на низком или высоком звуке.После нескольких занятий можно перейти на чередование отдельных звуков разной высоты без глиссандирования, завершая упражнение звуком максимальной длительности.Развитие навыка «опертого» дыхания требует несколько большего времени и настойчивости. Необходимо с самого начала обращать внимание ребят на «правильное» дыхание «животом». С первых занятиях рекомендуется делать несколько «дыхательных» упражнений: чередование глубокого вздоха, быстрого и, напротив, максимально медленного выдоха. Со второго года обучения можно вплотную заняться дыхательной гимнастикой по методу Стрельниковой или Бутейко.В качестве «закрепляющего» упражнения рекомендуется пение без названий звуков (на гласных и закрытым ртом) звукорядов вверх и вниз, хроматических секвенций фраз на звуках мажорного трезвучия и мажорного трихорда (ДО — РЕ — МИ — РЕ — ДО). При пении этих упражнений особое внимание следует обращать на смену дыхания по фразам или тетрахордам (в звукорядах). Все упражнения необходимо петь с фортепианным гармоническим аккомпанементом, постепенно переходя от полной дублировки мелодии к игре без дублировки.
В качестве «активизирующего» слух упражнения можно выучить несколько коротких песен со словами. Желательно подбирать песенный материал, основанный на выразительной мелодике и яркой функциональной гармонии.
Гармонический аккомпанемент песен и упражнений должен подчеркивать интонационную напряженность и характеристичность мелодии, способствую формированию внутреннего желания ребенка петь «выразительно». По той же причине на этом этапе нецелесообразно «просить» ученика повторять отдельно сыгранные звуки, так как выявление способности интонировать основано, прежде всего на способности различать интонационное «напряжение» между звуками разной высоты.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.