Лекция на тему «Клавирное творчество Й. Гайдна»
Преподаватель МБУ ДО ДШИ №2 г. Старый Оскол Гольева Н.А. проведет лекцию, посвященную клавирному творчеству австрийского композитора Йозефа Гайдна.
Среди клавирных сочинений Гайдна главное место занимают его клавирные сонаты. В гайдновских сонатах фортепианный стиль только формируется, причем целый ряд новшеств, привнесенных Гайдном в фактуру сочинений, не делает его столь определенным, как у Моцарта. Гайдн именно идет от клавесина к фортепиано, и в конечном счете новая тенденция побеждает в его творчестве.
В полное собрание сочинений Гайдна вошли 52 сонаты. Первые 18 сонат, созданные до 1767 года, не велики по размерам, различны по композиции и порою даже не носят название сонат (партиты, дивертисменты). Состав цикла в ранних сонатах еще не определился. Гайдн пишет сонаты с менуэтами: Allegro — Andante menuetto или Allegro — menuetto. Allegro еще очень неразвито, и единый темп движения, однообразная фактура стирают его тематические и формальные грани. В медленных частях избирается какой — либо тип изложения, связанный с теми или иными жанровыми традициями: прелюдирование (Andante Первой сонаты), тип скрипичного соло с сопровождением (Largo Второй сонаты B dur). Начиная с 5 Сонаты (А dur) менуэт уже обычно не заключает цикла, а входит в середину его, а начиная с 17 Сонаты (В dur) — часто выпадает совсем.
Начиная с 1767 года, Гайдн ведет активные поиски нового выразительного тематизма. Понемногу обогащается тип изложения, начиная с Шестнадцатой сонаты возникает небольшая пассажная каденция. Уже в пределах Allegro тематические грани выделены различными фактурными приемами: первая тема — ломанными пассажами, вторая — репетициями в клавесинном стиле, заключительная партия — альбертиевыми басами.
В сонатном творчестве 1780-х годов — Гайдн уделяет особое внимание медленной части и финалу сонатного цикла, углубляя их значение и развивая новые приемы в Andante, в частности, вариационные. Сонаты №39, 40, 42, 48 начинаются не с сонатного Allegro, а прямо с вариации.
Последние годы Гайдн поглощен другими интересами и не так много работал над сонатой. Особое место занимает его последняя, 52 клавирная соната Es dur. В ней проявляются новые тенденции: большое образное углубление сочетается с удивительной тонкостью музыкального письма. Allegro велико, тематически богато (патетическое начало), «скерцозная» вторая тема интересна по стилю изложения. Adagio необычно по тональному колориту: Es dur 1 части — E dur во 2 части. Финал тоже по — своему смел: обычная скерцозность симфонических финалов становится особенно острой.
Редкостное своеобразие этой сонаты, смелость и свобода ее стилистики, свежесть музыкальных мыслей, тем более поражают, что создана в конце жизненного пути.
Лекция будет сопровождаться звучанием фрагментов фортепианных сонат Гайдна.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.