Лекция на тему «Клавирное творчество Й. Гайдна»

Событие завершилось
6+

Преподаватель МБУ ДО ДШИ №2 г. Старый Оскол Гольева Н.А. проведет лекцию, посвященную клавирному творчеству австрийского композитора Йозефа Гайдна.
Среди клавирных сочинений Гайдна главное место занимают его клавирные сонаты. В гайдновских сонатах фортепианный стиль только формируется, причем целый ряд новшеств, привнесенных Гайдном в фактуру сочинений, не делает его столь определенным, как у Моцарта. Гайдн именно идет от клавесина к фортепиано, и в конечном счете новая тенденция побеждает в его творчестве.
В полное собрание сочинений Гайдна вошли 52 сонаты. Первые 18 сонат, созданные до 1767 года, не велики по размерам, различны по композиции и порою даже не носят название сонат (партиты, дивертисменты). Состав цикла в ранних сонатах еще не определился. Гайдн пишет сонаты с менуэтами: Allegro — Andante menuetto или Allegro — menuetto. Allegro еще очень неразвито, и единый темп движения, однообразная фактура стирают его тематические и формальные грани. В медленных частях избирается какой — либо тип изложения, связанный с теми или иными жанровыми традициями: прелюдирование (Andante Первой сонаты), тип скрипичного соло с сопровождением (Largo Второй сонаты B dur). Начиная с 5 Сонаты (А dur) менуэт уже обычно не заключает цикла, а входит в середину его, а начиная с 17 Сонаты (В dur) — часто выпадает совсем.
Начиная с 1767 года, Гайдн ведет активные поиски нового выразительного тематизма. Понемногу обогащается тип изложения, начиная с Шестнадцатой сонаты возникает небольшая пассажная каденция. Уже в пределах Allegro тематические грани выделены различными фактурными приемами: первая тема — ломанными пассажами, вторая — репетициями в клавесинном стиле, заключительная партия — альбертиевыми басами.
В сонатном творчестве 1780-х годов — Гайдн уделяет особое внимание медленной части и финалу сонатного цикла, углубляя их значение и развивая новые приемы в Andante, в частности, вариационные. Сонаты №39, 40, 42, 48 начинаются не с сонатного Allegro, а прямо с вариации.
Последние годы Гайдн поглощен другими интересами и не так много работал над сонатой. Особое место занимает его последняя, 52 клавирная соната Es dur. В ней проявляются новые тенденции: большое образное углубление сочетается с удивительной тонкостью музыкального письма. Allegro велико, тематически богато (патетическое начало), «скерцозная» вторая тема интересна по стилю изложения. Adagio необычно по тональному колориту: Es dur 1 части — E dur во 2 части. Финал тоже по — своему смел: обычная скерцозность симфонических финалов становится особенно острой.
Редкостное своеобразие этой сонаты, смелость и свобода ее стилистики, свежесть музыкальных мыслей, тем более поражают, что создана в конце жизненного пути.
Лекция будет сопровождаться звучанием фрагментов фортепианных сонат Гайдна.

Сведения предоставлены организацией МБУ ДО «ДШИ № 2» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна