Лекция —концерт «Испанская скрипка Пабло Сарасате.
Лекция -концерт «Испанская скрипка Пабло Сарасате.
К 180-летию композитора и виртуоза».
Пабло Сарасате — испанский скрипач и композитора, лучезарный гений скрипки . Он родился 10 марта 1844 года в семье военного капельмейстера и очень рано проявил музыкальные способности. Обучаться на скрипке он начал с пяти лет, и уже через три года дал свои первые концерты в Ла-Корунье, а затем в Мадриде. Испанская королева Изабелла, восхищенной игрой мальчика, подарила ему скрипку самого Страдивари и предоставила стипендию для обучения в Парижской консерватории. В Париже Сарасате учился у знаменитого скрипача и педагога Д. Алара, автора множества скрипичных произведений и школы игры на скрипке. За один год освоив консерваторский курс скрипичной игры, Сарасате еще год занимался композицией у А. Ребера. В эти же годы он получил первую награду за свое исполнительское мастерство. Завершив обучение в консерватории, началась концертная деятельность Сарасате. Он стал сочинять произведения для скрипки, сам их исполнял. Много гастролировал. Четыре раза гастролировал в России, написал «Русские песни» для скрипки. Также он выступал в Европе, Азии, Америке. Был знаком с П. Чайковским, К. Давыдовым, А. Рубинштейном, Л. Ауэром. Дебют Сарасате в Париже состоялся в 1860 году. Вскоре он получил мировую славу как скрипач с идеальной чистотой исполнения, богатой палитрой звучания, виртуозной техникой и легкостью игры. А о совместном концерте испанского скрипача с А. Рубинштейном в 1881 г. русская музыкальная пресса писала:
«Сарасате столь же бесподобен в игре на скрипке, сколько Рубинштейн не имеет себе соперников на поприще фортепианной игры»…
Музыканту посвящены (и впервые им исполнены) скрипичные произведения композиторов-современников, высоко ценивших его дар: Первый и Третий концерты, Интродукция и рондо каприччиозо Сен-Санса, Второй концерт и Шотландская фантазия Бруха, Испанская симфония Лало, Вариации Иоахима и другие сочинения, прочно вошедшие в репертуар как самого Сарасате, так и скрипачей последующих поколений. «Величайшее значение Сарасате, — утверждал Ауэр, — основывается на том широком признании, которое он снискал своим исполнением выдающихся скрипичных произведений своей эпохи. Его заслугой является и то, что он первый популяризировал концерты Бруха, Лало и Сен-Санса». Сочинения композитора отличают ритмическое своеобразие, эмоциональная насыщенность, красочность. Сарасате также славился идеальной чистотой интонации, а его игра отличалась исключительным техническим совершенством, изяществом тона, эмоциональной насыщенностью, певучестью и красочностью. Редкая свобода владения инструментом, воздушные летучие штрихи дали основание современникам называть Сарасате «Паганини конца века». Его исполнительский стиль оказал воздействие на становление скрипичного искусства 20 века.
Пабло де Сарасате — автор 54 произведений, написанных исключительно для скрипки. Такие его произведения, как «Арагонская хота», «Испанские танцы», «Андалузская серенада», «Баскское каприччио», Фантазия на темы оперы Ж. Бизе «Кармен», «Малагуэнья», «Цыганские напевы», Фантазия на темы оперы Ш. Гуно «Фауст», «Интродукция и тарантелла» вошли в классический скрипичный репертуар.
«Оригинальные, талантливые и подлинно концертные пьесы самого Сарасате — Airs Espagnoles, столь ярко окрашенные пламенной романтикой его родной страны, — без сомнения представляют собой ценнейший вклад в скрипичный репертуар».
Ему завидовали и подражали, боготворили и критиковали, он был триумфатором, легко завоевавшим сердца публики Старого и Нового Света. Он — первый из скрипачей, чья игра была записана на грампластинки и увековечена для потомков.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.