Чудо–чудное, диво–дивное

Событие завершилось

Дивеевская игрушка — явление сравнительно молодое. Она появилась в 1990-е годы и не имеет, в отличие от традиционной русской игрушки, языческих корней. Само место ее появления — Серафимо-Дивеевский монастырь — обусловило определенный православный колорит и обращение к религиозным сюжетам. В глиняных фигурках соединяются, таким образом, эстетика народных промыслов и современное «наивное искусство». Главный мастер и основоположник дивеевской игрушечной традиции, Наталья Григорьевна Крушинская, изучала народную игрушку, училась у многих мастеров России, экспериментировала и в итоге выработала свой собственный стиль. Самой первой дивеевской игрушкой стала фигурка ангела.

Среди популярных сюжетов — православные праздники, образ преподобного Серафима Саровского, ангелы, дети, деревья, русские народные сказки. Кроме фигурок и свистулек, мастера создают подсвечники, колокольчики, шкатулки и многофигурные композиции, так называемые сюжетные горки.

Наталья Григорьевна говорит о своей работе так: «Когда я прикасаюсь к глине, то нахожусь в особом состоянии ожидания встречи с чудом, которое сродни новой жизни, переходящей в вечность. Для меня важно, чтобы это новая жизнь вызывала у зрителя добрые чувства».
Дивеевская игрушка существует и развивается уже тридцать лет, и за это время у нее успела сложиться узнаваемая специфика: оформились приемы выполнения человеческих лиц и мордочек животных, а также характерные орнаменты. Изделия как правило трехцветные, что продиктовано использованием различных видов местной глины.

В XIX веке в окрестностях Дивеево были открыты залежи белый глины. В сороковые годы XX века в селе Большое Чреватово организовали гончарный посудный промысел. Технически производство игрушек во многом схоже с изготовлением посуды. Глину добывают, прочищают и размягчают для большей пластичности, потом начинается лепка. Затем игрушки прогреваются в муфельной печи и десять часов обжигаются при температуре 950°. Цветовая гамма дивеевской глины уникальна: от бело-лиловой до оранжевой и темно-бордовой. Мастера создают свои произведения без красителей и глазури, добавляя лишь рельефное оформление. Кроме того, всегда есть эффект непредсказуемого обжига. Рельеф достигается всевозможными налепами, процарапыванием узоров, начертаниями, графическим рисунком. Часто, кроме профессиональных инструментов, используются обычные подручные средства вроде колпачка от фломастера. На обратной стороне каждого изделия мастера оставляют доброе напутствие: краткое изречение из Писания или народную мудрость.

«Если любишь глиняную игрушку, нельзя забывать, что в неё будут играть. Игрушка должна вызвать желание взять её в руки, покрутить, погладить», говорит Наталья Григорьевна.

Глиняные игрушки создаются автором малыми сериями. Некоторые образы любимы и популярны, некоторые изготавливаются разово, в качестве эксперимента. Автор каждый раз подбирает новый декор, новые штрихи к образу, и в результате появляется неповторимая игрушка. Возможность комбинировать элементы дает мастеру значительную творческую свободу.

Сюжетные горки — многофигурные композиции на единой базе-платформе. Это могут быть сказочные сюжеты на крышках сосудов, на поверхности подсвечников, колокольчиков. Иногда база представляет собой полусферу, что придает композиции дополнительный объем. Популярный образ — Чудо-юдо Рыба-кит, на выгнутой спине которого может располагаться множество персонажей.

Самой любимой темой Натальи Григорьевны является Райский сад. Это может быть изображение только деревьев, среди которых нет ни одного одинакового: они монументальные, нежно пастельной окраски, с необычными декоративными элементами. Также в Райском саду могут быть изображены Адам и Ева в момент грехопадения, причем изображены деликатно: тел героев не видно, они стыдливо прячутся среди ветвей и высоких трав.

Глиняные деревья — плод многолетнего опыта и фантазии мастера. На них наносят тиснение или лепной орнамент, обычно это кружки разных форм, пущенные по всему нижнему краю или только с передней стороны, часто от них вверх устремляется какой-нибудь растительный орнамент.

Цветы — глиняные фигурки различных форм, приклеенные на основу при помощи шликера (особой цветной глины), их вариации бесконечны. Линии на них наносятся обычной зубочисткой. Точки делают с помощью черенка кисти. Используются именно деревянные инструменты, так как дерево меньше прилипает к мягкой глине. Последний штрих в создании дерева — надпись на обратной стороне, чаще всего это добрые пожелания, пословицы и поговорки.

Дивеевская игрушка — нечто большее, чем совокупность художественных приемов. Мастера стремятся вкладывать в свои произведения особую любовь, тепло и доброту. Благодаря стилистической однородности возникает единый мир, в котором живут взрослые и дети, птицы, звери и рыбы; растут деревья и цветы; бывают и снег, и жара; есть место и сказочным историям, и библейским сюжетам. Но при этом композиции лишены назидательной строгости, сделаны с мягким юмором, радостны и забавны. В них есть место праздникам. Самый частый сюжет такого рода — светлый праздник Рождества.

Сведения предоставлены организацией ЧУК «Санкт-Петербургский Музей Игрушки» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна