Учимся у классиков: как поздравить с Новым годом
Учимся у классиков: как поздравить с Новым годом
Поздравляя тетушку, Лев Толстой желал ей не счастья, а утешения. Для своей покровительницы Петр Чайковский хотел в будущем году путешествий за границу без «всяких неприятностей и невзгод». А Василий Верещагин с Новым годом не поздравлял: старый уносил слишком много сил. О том, чего желали своим близким в новом году писатели, композиторы и художники
Как Лев Толстой
В личной переписке Льва Толстого — десятки адресов и имен. Татьяна Ергольская — его тетка, троюродная сестра отца Льва, Николая Ильича. Она взялась за воспитание будущего писателя, трех его братьев и сестры после смерти их матери в 1830 году. Тогда Толстому еще не было двух лет. Татьяне Александровне литератор сообщал о своих первых пробах в прозе, делился сокровенным. Со старого, 1851 года на новый, 1852-й Толстой находился на Кавказе. Длинное письмо из Тифлиса он заканчивает вестью о повышении в службе до фейерверкера 4-го класса и поздравлением:
Прощайте, дорогая и добрая тетенька, тысячу раз целую ваши руки, еще раз поздравляю вас с новым годом, желая вам не счастья (слово «счастье» ничего не значит), а желаю, чтобы наступивший год принес вам не новые горести, а, напротив, такие утешения, которых вы еще не испытывали. Главное же, чтобы вы были здоровы и чтобы ничто вас не тревожило и не волновало. Бог знает, буду ли я иметь счастье вас видеть в этом году. Мне может помешать служба и денежные дела. Это выяснится приблизительно к июлю. Во всяком случае я буду стараться. Вы всегда говорите, «что не надо загадывать», и вы правы. Зачем загадывать, когда все 20 раз может перемениться и к лучшему, и к худшему.
Письмо Татьяне Ергольской, 3 января 1852 года
Как Петр Чайковский
Надежда фон Мекк, меценатка и покровительница искусств, поддерживала Петра Чайковского с 1877 года солидным пособием в шесть тысяч рублей в год, чтобы профессор Московской консерватории мог спокойно заниматься творчеством. Чайковский и фон Мекк намеренно не встречались лично. Обменивались лишь письмами до 1890 года, когда произошел тяжелый для обоих разрыв. «Ваша дружба будет всегда отрадой моей жизни», — не раз писал ей композитор.
Поздравления с новым, 1880 годом Чайковский отправил в усадьбу фон Мекк в Браилове из Рима, по которому путешествовал с младшим братом Модестом. Сначала они отметили итальянское Рождество, а потом русский Новый год.
Мы встретили новый год с книгами в руках. Мысленно я пожелал Вам, дорогой мой друг, всяких земных благ: во-первых, конечно, здоровья; во-вторых, успеха в Ваших делах и в особенности, чтобы Ваше браиловское хозяйство наконец стало на твердую ногу; в-третьих, в случае путешествия за границу, чтобы на сей раз Вы избегли всяких неприятностей и невзгод; в-четвертых, чтобы были счастливы и довольны все близкие Вашему сердцу. Озираясь на протекший год, я должен спеть гимн благодарности судьбе за множество хороших дней, прожитых и в России, и за границей. Я могу сказать, что за весь этот год я пользовался ничем не смущаемым благополучием и был счастлив, насколько счастье возможно. Конечно, были и горькие минуты, но именно минуты, да и то на мне только отражались невзгоды близких мне людей, а собственно я лично был безусловно доволен и счастлив. Это был первый год моей жизни, в течение которого я был все время свободным человеком. И всем этим я обязан никому иному, как Вам, Надежда Филаретовна! Призываю на Вас всю полноту благ, какие только возможны на земле.
Письмо Надежде фон Мекк, 2 января 1880 года
Как Антон Чехов
Самую живую и интенсивную переписку Антон Чехов вел со старшим братом Александром — с 1875 по 1904 год. В 1888 году умерла гражданская жена брата, Анна Хрущева-Сокольникова, которая родила ему двух сыновей — Николая и Антона. Александр сошелся со своей гувернанткой Натальей Гольден. Как раз в новом, 1889 году они обвенчались, а спустя два года у них родился сын — будущий актер театра и педагог Михаил Чехов.
Велемудрый государь!
Поздравляю твою лучезарную
особу и чад твоих с Новым годом, с новым счастьем. Желаю тебе выиграть
200 тысяч и стать действительным статским советником, а наипаче всего здравствовать и иметь хлеб наш насущный в достаточном для такого обжоры, как ты, количестве. <…>
Вся фамилия кланяется.
Письмо Александру Чехову, 2 января 1889 года
В обращении к брату Антон Чехов часто позволял себе ироничные, остроумные и даже грубые фразы. Мог написать: «Карантинно-таможенный
Саша!», «Неблагодарный и недостойный!», «Ваше Вдовство!», «Беззаконно
живущий и беззаконно погибающий брат мой!», «Разбойник пера и мошенник
печати!», «Седой братец!», «Саша-Таракаша!». А иногда и обозвать в середине письма: «Дубина!», «Хам!», «Скотина!», «Детородный чиновник!», «Болван!», «Филюнга!».
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.