Слово дня: народные промыслы России.Городецкая роспись.
В России множество народных промыслов — разные виды художественной росписи, резьбы по дереву, кости и камню. В одних регионах изготавливают глиняные игрушки, в других — украшают необычными узорами лаковые изделия, предметы быта и посуду.
Городецкая роспись — это русский народный художественный промысел,
особый вид росписи по дереву, который появился в середине XIX века в
Нижегородской губернии.
Городецкая роспись возникла в Поволжье,
в районе города под названием Городец. Жители близлежащих деревень
украшали деревянные прялки резьбой. Сначала узор создавали с помощью
вставок из других пород дерева, затем резной орнамент стали
подкрашивать, а еще позже роспись полностью вытеснила резьбу.
Городецкие прялки отличались от обычных тем, что их не вытачивали из
цельного куска дерева, а изготавливали из двух частей — гребня и донца.
Донце представляло собой широкую доску: с одного конца она сужалась, и в
этом месте делали отверстие для ножки гребня. Как раз донце и было
расписным: когда прялкой не пользовались, ее вешали на стену в качестве
украшения.
Вскоре яркими рисунками стали украшать не только прялки, но и сани, сундуки, мебель, игрушки, шкатулки, деревянные панно и многие другие предметы. Изначально для росписи использовали яичные краски, а на смену им пришли масляные, темперные и гуашевые.
Городецкую роспись выполняли на деревянной основе, которую перед этим
грунтовали желтым, красным или черным цветами. Краски наносили большими
цветовыми пятнами, после чего приступали к прорисовке деталей.
Сюжетами городецкой росписи становились, прежде всего, жанровые сцены:
праздники, прогулки, чаепития, охота, свидание влюбленных и многие
другие.
Вторым излюбленным мотивом городецких мастеров были
цветы. Часто встречались и изображения животных, в частности коней и
птиц. Но некоторые мастера прибегали к более экзотическим образам,
например рисовали львов. Такие рисунки обычно были парными: животные на
изделиях смотрели друг на друга, как на гербах.
Расцвет
промысла пришелся на 90-е годы XIX века, а уже в начале ХХ столетия
интерес к ремеслу начал угасать. Однако в 1935 году художник Иван
Овешков открыл общественную мастерскую в деревне Косково, где начал
профессионально обучать молодых мастеров городецкой росписи.
Уже через два года работы его учеников экспонировались на выставке народного творчества в Третьяковской галерее.
А после войны в селе Курцево под руководством художника Аристарха
Коновалова открыли артель «Стахановец», которая через несколько лет
превратилась в фабрику. Эта фабрика работает до сих пор: здесь
мастера-живописцы производят декоративные панно, расписные игрушки,
детскую мебель, деревянные блюда и другие предметы.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.