Вечерние посиделки «Серле биҙәктәр»
Башкиры — народ с многовековой историей. Башкиры являются четвертым по численности народом в России.
Показ процесса приготовление шерстяной нити для ковроткачества, рассказ о поколении мастеров ковроткачества д. Малоаккулаево, семьи Серазетдиновых.
Изготовление ковра начинается вовсе не в ткацкой мастерской. Начинается оно, где получают основной исходный материал — чистую овечью шерсть.
Из овечьей шерсти женщины валяли войлоки. Теплоизоляционные и гигроскопичные свойства взбитой и скатанной шерсти были очень востребованы в условиях полукочевого быта. Войлоками покрывали остов юрты и застилали пространство внутри, они защищали от холода и сырости земли. Их стелили на нары в домах, из них изготовляли чепраки, молитвенные коврики и теплую одежду: головные уборы, чулки.
Производство кошм (войлочных полотен) включало несколько этапов.
Первый этап — заготовка сырья. Овец стригли два раза год: весной и осенью. Снятую шерсть перебирали вручную, очищая от мусора, грязи, колючек, сортировали по качеству и цвету. Шерсть весенней и осенней стрижки различалась по свойствам: первая более грубая, длинная, она больше загрязнена и сваляна, вторая — более качественная, предназначалась для гостевых юрт.
Основной и самый сложный этап — это собственно валяние войлока. В прошлом этим занимались летом на кочевках и исключительно женщины. Очищенную, взбитую шерсть раскладывали ровным слоем на подстилке из рогожи и смачивали горячей водой, затем скатывали в рулон, связывали и в таком виде катали. Эта технология сохранялась неизменной веками. Небольшие кошмы валяли руками или ногами, большие, использовавшиеся для покрытия юрт, — на лошадях.
Неотъемлемым элементом интерьера башкирского жилища были безворсовые ковры. До настоящего времени они составляли важную часть приданого. Их стелили под ноги в юртах и покрывали широкие нары в домах. Башкирские ткачихи вырабатывали несколько видов безворсовых ковров и дорожек: продольно-полосатые (их основа — разноцветные нити из овечьей или козьей шерсти, а уток — неокрашенная конопляная или шерстяная нить), узорные поперечно полосатые.
Сначала паласы изготавливались с использованием бело-черно-серых или бело-коричневых сочетаний цветов пряжи. Заготовка для паласа ткалась длинной и узкой (18-24 см) полосой. Готовый материал разрезали на куски по длине паласа (от 2,0 до 3,5 м). В одном ковре аккуратными швами соединялось от 5 до 7 полос. Требовалось большое искусство так соткать заготовки, чтобы затем аккуратно состыковать полосы одного цвета. Узкие края обшивались цветным сукном, кумачом или другой одноцветной тканью. Такие паласы нашивали на войлоки и в таком виде они служили постелью, в юрте и других летних жилищах ими устилали пол, в избе — покрывали нары. Паласы, предназначенные для постели, складывали на деревянные узорные подставки — живописная горка из свёрнутых паласов украшала интерьер.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.