Этническая хореография ПОВОЛЖЬЯ.
Этническая хореография ПОВОЛЖЬЯ
1. Верхнее Поволжье
Верхнее Поволжье расположено в междуречье Оки и Волги. В него
входят Ярославская, Костромская, Кировская, Нижегородская области,
республики Чувашия, Удмуртия и Марий Эл.
Верхнее Поволжье — это уходящие в седую глубь веков народные
песенные и танцевальные традиции, своеобразные народные ремесла:
художественная керамика, роспись по дереву и металлу (металлических
подносов), вышивка золотой и серебряной нитью, ткачество,
кружевоплетение, миниатюрная живопись на лаковых изделиях, деревянная
шкатулка.
Тесное соприкосновение жителей различных областей, граничащих
друг с другом, создавало новую неповторимую песенно-танцевальную,
пластико-интонационную культуру.
На территории верхневолжского региона находятся не только
сельскохозяйственные районы, но и районы, где формировалось народное
искусство и промыслы: узорное ткачество и вышивка с геометрическим
рисунком — (красный с зеленым, синим, желтым, черным), производство
цветных набойных тканей, изготовление чернолощеной посуды (Ярославская
область). Крестьяне уходили в промышленные центры на заработки, что
влияло на народный быт и культуру, вносило в фольклор специфические
черты. В результате всего этого сформировался смешанный тип культуры,
богатый народными традициями, бережно хранимый, передаваемый от
поколения к поколению.
Что касается танцевального фольклора верхнего Поволжья, как
впрочем, и других регионов, то здесь большую роль сыграли праздники
(«Троица», «Масленица», «Святки»), обычаи, обряды («завивание березы»,
«свадьба»), игры («хозяин», «поиски невесты»). Они существовали в тесной
взаимосвязи с движениями, пластикой и танцевальным фольклором,
включающим в себя хороводы («короводы», «круги» и т. д.). Основную массу
их составляют круговые хороводы «Из-за лесика», «Корзиночка», «Озеро-
озерко» (Костромская область) и т. д.
Игровые хороводы: «Молодецкий сын», «Заинька», «Жениться иду»,
«Со вьюном я хожу» (Костромская область), «Женина любовь», «Женин
разлад» (Ярославская область). В Кировской области эти хороводы еще
называют «с рассуждением»: «Как по той по травке», «Уж ты, Настенька»,
«Соловейка молодая».
Пляски, как наиболее любимый вид русского танцевального фольклора,
получили свое распространение и в центральном регионе. Среди них:
«Тюльпа», «Как на горке — на горе» (Костромская область), «Косарь»
(Ярославская область), «Коканчик», «Голубец», «Колокольчик»
(Нижегородская область).САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО
Нижегородская область, как и многие области России, богата
народными традициями, которые бережно хранились и передавались от
поколения к поколению. Это обычаи и обряды, сокровища устного народного
творчества, мастерство городецкой и хохломской росписи, а также
танцевального фольклора, который складывался под воздействием
национального фольклора народов проживающих как в самой области, так и
вокруг нее (марийцев, чувашей, мордвы). Танцевальный фольклор очень
богат и разнообразен, имеет свои характерные черты и особенности.
Наиболее распространенным видом танцевального фольклора
Нижегородской области являются хороводы, которые водились на полянах
или на лугу, за что получили название луговых. И хотя основной
композиционный рисунок — круг, или, как его называли сами участники,
«ходить кругом», в него включаются и рисунки «репей», «змейка», «верва»
(веревка), «ходить проулком» (ручеек) и т. д. В хороводах изображаются
различные стороны бытового уклада, любовь, воспроизводятся некоторые
трудовые процессы. К таким хороводам относятся «Просо сеяли», «Высевали
— бороновали», «Пололи — ручки кололи». Хороводы, исполняемые под песни,
содержание которых помогает участникам разыгрывать сюжет, называют
игровыми. Наиболее популярные из них «Выходили красные девушки», «Из-
под бережка, из-под крутого», «Потеряла я колечко» и другие.
Яркую отличительную черту танцевальному фольклору Нижегородской
области придают разнообразные кадрили и пляски, исполняемые на любом
празднике, будь то ярмарка, свадьба или просто вечеринка. Кадрили состояли
из нескольких фигур, которые исполнялись без перерыва. Иногда фигуры
объявлял «заводила», роль которого исполнял один из юношей.
Как разновидность кадрили здесь бытует и лансье, исполняемое по
фигурам под разные мелодии: «Барыня», «Ах, вы сени», «Подгорная» и т. д.
Каждая фигура имеет свои названия: «приглашение», «проходочка», «с
чужой», «цепочка» и т. д.
Если кадриль можно танцевать неограниченным, но четным
количеством пар, то для лансье надо 4, 8, 12 пар. Кадриль танцуется в две
линии «стенка на стенку», пара напротив пары, лансье — «с угла на угол» по
диагонали. Начинают две пары, затем это же движение повторяют другие две
пары, — и так каждую фигуру.
Примечательной особенностью лансье является то, что во время
исполнения одной из фигур партнер должен поцеловать свою партнершу.
(Поэтому, как правило, юноша приглашает на танец ту девушку, которая ему
нравится.) Эта фигура обычно исполняется по заказу «заводилы», который
дает знак гармонисту, и тот прекращает играть, заявляет: «Гармошка
сломалась, надо починить». Это значит, что наступило время поцелуя. И
участники должны поцеловаться столько раз, сколько скажет гармонист, а
«заводила» строго следит. Если пары не выполняли пожелания гармониста,
то следующая фигура могла не начаться.
Яркостью и выразительностью отличаются и бытующие в
Нижегородской области пляски. Среди них «Голубиная пляска», САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО
«Колокольчик», «Четверка», «Коканчик», «Соловушка» и другие. Многие
пляски сопровождаются частушками, по которым назывались пляски.
Например: «Ветлужские», «Сормовские», «Уличные», «Хохальские» и так
далее.
Для богатого и разнообразного танцевального фольклора
Нижегородской области характерны свои черты и особенности. Плавность,
спокойность и горделивость движений девушки органично сочетается с
удалью и широтой движений юноши. Степенная манера северных районов
соседствует с темпераментной манерой южных.
По характеру исполнения танцы верхнего Поволжья отличаются
сдержанностью и строгостью, но не в такой степени, как северные. Движения
танцующих более естественны и свободны: руки, часто с платком, подняты
до уровня лица, движутся широко, как крылья, плечи довольно подвижны,
ноги поднимаются невысоко, подскоки отсутствуют. Корпус поворачивается
то вправо, то влево, каждый раз наклоняется вперед или плавно склоняется в
сторону и возвращается каждый раз в исходное положение. Мужчины при
повороте корпуса исполняют притоп, женщины хлопают в ладоши. В этих
танцах принимают участие мужчины и женщины, юноши и девушки,
взрослые и дети.
Участники клубного формирования Воскресной национальной школы ознакомятся с этнической хореографией ПОВОЛЖЬЯ.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.