История русской гармони, знаменитые разновидности народного инструмента
Изобретение гармони приписывают разным странам. Некоторые источники относят ее к исконно русским инструментам. Имеются и другие версии. По одной из них гармошку завези в нашу страну из Германии, по другой — ее впервые смастерил чешский мастер по органам в Санкт-Петербурге. Об этом можно долго спорить, но никто не отрицает, что гармошка в России прониклась национальным колоритом, стала неотъемлемой частью русской культуры. Гармошку полюбили в народе, на ней с удовольствием исполняли как лиричные композиции, так и разухабистые плясовые частушки.
От Новгородской ярмарки по всей России
Тульский оружейники — народ творческий. Так, в 1830 году Иван Сизов заехал на Новгородскую ярмарку и случайно увидел заморскую гармонь. Мастеру понравился чистый и сочный звук инструмента, которого в наших краях раньше не было. Иван Евстратьевич купил его и привез к себе, на Оружейную слободу. Сизов разобрал гармонь, вник в ее устройство и начал делать первые тульские версии инструмента.
Почин Ивана Сизова подхватили другие тульские ремесленники, их вдохновила популярность инструмента: гармошки продавались как горячие пирожки. Рожки и балалайки отошли на второй план, народ гораздо охотнее пускался в пляс под гармонь.
Через 20 лет после посещения Иваном Сизовым Новгородской ярмарки русские гармошки делали уже на шести фабриках. После Тулы эстафету подхватили и другие города: в Пскове, Костроме, Рязани, Калуге и Орле открыли свои производства. В те времена автоматизация на фабриках была далека от сегодняшнего уровня, зато процветало творчество, было много талантливых мастеров. Каждый из них старался красиво оформлять гармони, работал над музыкальной составляющей. В результате у звучания появлялся местный колорит. Региональные различия были существенными: гармошки отличались геометрией корпусов, расположением клавиш, оформлением и прочими деталями.
Знаменитые русские гармони
В деревне Поповке, что рядом с городом Касимов, мастера прославились гармониками с большим диапазоном по сравнению с тульскими образцами. У «касимовской поповки» слева нет готовых аккордов — только басы.
За ярким, приметным инструментом ехали в Вышний Волочок, а точнее — в Бологое. Над отделкой «бологовки» трудились с особым старанием. Гармоники украшали резной медью и зеркальным стеклом.
Еще больше работали над дизайном новоржевские мастера. Лакированный корпус «тальянки» покрывали причудливым орнаментом из меди, мельхиора, серебра! Мехи выклеивали гладким шелком синего, фиолетового, малинового цвета.
Интересный инструмент придумали в Ливнах Орловской области. Стройная «ливенка» всего около 10 см в ширину, но зато размах — как у русской души: до 40 складок вместо классических восьми-четырнадцати.
Интересно, что изначально в музыкальных академических кругах к гармонике отнеслись скептически. Как оказалось, они ошиблись. Инструмент стал народным, подарив россиянам море радости и позитива.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.