Национальные костюмы народов Среднего Поволжья (русские, чуваши, мордва, татары)
Русский национальный костюм
Женский костюм — это рубаха и сарафан или рубаха с поневой. Поверх рубах надевали сарафан — то строгий, прямой, то пышный, объемный. женский костюм завершали душегрея, либо шугай. Поверх рубах носили нарукавники, шушпан, коротай, навершник, представляющие собой плечевую одежду типа кофточки из различных тканей с богатой отделкой.
шугай
рубашка
сарафан
понева
Основными частями мужской одежды были рубаха, порты, пояс, сермяга.
Рубаха-косоворотка имела цельнокроеные рукава с прямоугольной проймой
Порты—свободной формы, из грубых тканей, часто с рисунком в полоску. Их носили заправленными в обувь. А на ногах носили лапти, плетенные из лыка липы, с обмотками из холста — онучами, которыми обматывали ногу до колена.
Домотканый кафтан из грубого некрашеного сукна назывался СЕРМЯГОЙ.
Верхнюю одежду выполняли из грубого холста, сукна естественного цвета. Она была очень проста по крою, иногда без застежек, назапах, подпоясывалась поясом. Зимой носили тулупы из овчины, нагольные или покрытые сверху тканью. Полушубок — короткая зимняя одежда, длиной до колен, приталенная, плотно облегающая верхнюю часть фигуры. Его украшали цветными строчками, кантами, тесьмой.
Татарский национальный костюм
Татарский костюм, как общенациональная форма одежды, сложился в середине XVIII-начале XIX вв. Это, прежде всего, свободные рубахи — кульмэк, шаровары с широким шагом, камзолы, казакины в талию, бешметы, прямоспинные чекмени, покрой которых сохранил основные черты одежды тюркских народов. Это относится и к заостренным кверху, закругленным головным уборам из войлока, меха и ткани, а также узорной кожаной обуви.
И мужчины и женщины в качестве основы своего костюма носили широкие, длинные рубахи (күлмәк), похожие на тунику, и штаны (ыштан), которые, как правило, изготавливались из сравнительно легких тканей. Поверх этого они одевали длинную со сплошным остовом распашную верхнюю одежду, не имеющую застежек. Именно поэтому, обязательным элементом традиционной верхней одежды татарина являлся пояс, изготовленный из ткани, связанный из шерсти, а иногда и просто самотканый. Вообще, костюмы женщин отличались от мужских лишь массивными наносными, нагрудными и наручными украшениями и сложными головными уборами, как правило, сочетающимися с покрывалами.
Мордовский национальный костюм.
Основной частью женского костюма, как у эрзи, так и у мокши, являлась рубаха панар туникообразного типа без воротника. Широкая рубаха подпоясывалась плетёным на дощечках шерстяным поясом — каркс с кисточками на концах — цёкт. У мокши рубаха панар дополнялась доходившими почти до щиколоток штанами покст.
Мордовский мужской костюм был таким же, как и одежда, которую носили русские мужчины. Именно это отмечали все контактировавшие с мордовским народом путешественники и исследователи прошлого и оставившие свои записи.
Чувашский национальный костюм.
В основе чувашского женского костюма лежит туникообразная рубаха — кепе и штаны с широким шагом — йем. Рубаха богата украшалась вышивкой и носилась с напуском на талии. На рубаху надевали фартук — запон. Женщины украшали себя подвесками из монет и металлическими бляхами. Девичий головной убор — тухья представлял собой конусообразную шапочку с тикой и наушниками, на концах которых прикреплены тесёмками. Чувашские женщины носили разного рода платки (туттар).
Чувашский женский костюм характеризовался большим количеством разнообразных украшений — шейных, нагрудных, поясных.
Чувашская мужская одежда более простая по сравнению с женской, уже со второй половины XIX века в связи с отходничеством быстро утратила традиционные черты и приобрела городской характер. Мужчины носили кӗпе (рубашка), йӗм (штаны), сапоги, валенки, лапти, шляпу, а жених — ҫулӗк, кӗрÿ тутри (вышитый наспинный платок с бахромой), в руке держал саламат (нагайку). Мальчиков одевали идентично взрослым, но без принадлежностей ритуального характера.
Головные уборы народов Среднего Поволжья
Русский национальный головной убор
В русском народном костюме женскому головному убору уделялось особое внимание. Девичий головной убор выглядел на голове в виде обруча или перевязки.
Перевязка
Делалась из полоски ткани — парчи, золотой вышивки и т. п., а концы завязывались, иногда бантом, или из платка, свернутого и повязанного вокруг головы с завязанными и свисающими сзади концами.
Венок
Разновидность обруча. Обруч декорировался как искусственными, так и живыми цветами
КичкаНижняя часть кичкообразного головного убора, имевшая твердую основу, которая придавала головному убору форму.
Кокошник
В отличие от повседневного головного убора (сороки или платка), был сначала только праздничным головным убором.
Татарский национальный головной убор
К мужским уборам относится тюбетейка (тубятай), представляющая собой небольшую, надеваемую на макушку шапочку,
поверх которой надевали всевозможные матерчатые и меховые шапки (бурек), войлочные шляпы (тула эшляпа), ритуальные уборы (чалма).
Женские головные уборы имели шапкообразную или калфакообразную форму.
Косы располагались на спине и оставались открытыми или прикрывались специальным украшением (чяч тянкясе).
Наиболее ранними из них были шапочки с открытым верхом (тайка) и калфак шапочки с закрытым верхом (такыя, тупый).
Чувашский национальный головной убор (Тухья, сурпан)
Головные уборы чувашских женщин можно обьединить в следующие группы: платки, полотенца, покрывала, шлемообразные шапки и конусообразные головные уборы.
Особый интерес из старинных головных уборов представляет девичий головной убор — тухья, символизирующий девственность. Тухья — шапочка — шлем из ткани или кожи, шитый бисером или монетами с твердой металлической шишечкой наверху. Сбоку прикреплялся хвост.
Тухья
Сурпан
Следующая деталь головного убора — головное полотенце (хушпу).
Мордовский национальный головной убор
Особая роль в национальном костюме отводилась головным уборам, которые строго соответствовали возрасту, семейному положению. Мокшанские головные уборы у женщин называвшиеся панга, златной — представляли род мягкого чепца трапециевидной формы. Были распространены уборы типа полотенец или платков. В ряде районов у замужних женщин они повязывались таким образом, что напоминали рога — кодафкс. В церковь девушки надевали своеобразный головной убор, состоявший из короткого полотенца с узорными концами.
Панго
Орнаменты народов Среднего Поволжья
В культуре любого народа есть черты, определяющие ее своеобразие, являющиеся как бы визитной карточкой самобытной культуры, ее исторического пути, межкультурных и межэтнических связей. Традиционный народный орнамент в большей мере — компонент духовной и материальной культуры, насыщен закодированной в знаках и мотивах узоров информацией об истоках культуры народа, её развитие во времени.
Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми и оригинальными. В орнаменте в яркой форме раскрываются художественные особенности народа, его эстетические вкусы, богатство и национальное своеобразие искусства, чувство ритма, понимание цвета и формы.
Русский народный орнамент
Русский народный орнамент представляет для этого исключительно благодатный материал. Огромное многообразие техник, мотивов, различных местных вариантов русского народного орнамента — это огромный пласт культуры, в которой можно для себя множество интересных подробностей, многое объясняющих во внутренней логике и принципах развития культуры нашего народа.
Орнамент традиционных бранных поясов аналогичен узорам старинных полотенец, это в большинстве случаев все те же композиции из гребенчатых ромбов и косых крестов; в более поздних вещах — комбинации из треугольников, квадратов, «шашечных» ромбов.
Чувашский народный орнамент
В чувашской вышивке можно увидеть и мифологические сюжеты, что является особенно близким для детского восприятия.
В центре узора — плодоносящее дерево. Лошади соединены со знаками орошаемой, пахотной земли, они олицетворяют вспаханную землю. Птицы — олицетворение неба. Горы по краям мира в вышивке встречаются в представлениях многих народов. В вышивке использовали сдержанные цвета, близкие к природным. Больше всего использовали сдержанные красноватые цвета — темно-красный, коричневатый, бордовый, а также зеленые, желтые и синие цвета.
Мордовский народный орнамент
У мордовского народа ярко орнамент проявляется в мордовском костюме, бытовых и ритуальных предметах, зодчестве.
Веками формировавшийся образ мира воплотился в присущих только мордовскому народу знаковой системе, орнаментальных композициях. Это образы коня, утицы, процветающей ветви, восходящие к языческой древности, культу деревьев и воды, культу природы, частью которой чувствовал себя человек. Образ дерева мы можем увидеть на предметах утвари, на одежде. Дерево изображалось в виде горизонтальных линий, косых крестов, елочек, которые складывались в оригинальные композиции. В мордовской вышивке, украшениях немало узоров, связанных с образом водной птицы.
Часто на разных предметах весь орнамент состоит из одних только зигзагов, кругов, волнистых линий, в другом случае — розеток, квадратов, ромбов, происхождение которых восходит к древним родовым знакам. Каждый знак декора в прошлом был осмыслен и сообщал о связях человеческой жизни с миром божественным и загробным. Круг в мордовской этнознаковой символике использовался как символ солнца, луны, колеса, кольца. Треугольник символизировал завершение, женское начало. Квадрат — порядок, истину, справедливость, мужское начало.
Фрагмент вышивки с. Сиделькино
(Челно-Вершинский район Самарской области)
Наиболее часто встречающиеся у мордвы знаки — это восьмиконечная звезда или розетка. Существуют всевозможные вариации и их разновидности. Только в вышивке можно насчитать около десяти вариантов.
Ромб является универсальным полисемантическим символом, олицетворяющим плодовитость. Орнамент ромбического характера использовали на керамической посуде, в вышивке, на домовой резьбе. Прямой и косой кресты встречаются в декоративной резьбе по дереву, вышивке, ткачестве.
Сетчатые орнаменты и бордюры являются наиболее распространенными типами орнаментальных композиций. Наибольшее количество вариантов бордюров дает мотив ромба с продленными сторонами, с тремя отростками на каждой стороне, с продленными и загнутыми сторонами и т. д.
Татарский народный орнамент
В татарских орнаментах, несмотря на точно такой же принцип центрированности, создается образ совершенно иного типа активности. Центр, как правило, окружен мелким, часто обильным и разнообразным по форме узором. В свете этой доминанты центр орнамента предстает как образ покоящейся, достаточно стабильной в пространстве ладони (как правило, это цветок, пальметта, стилизованное «облако» и т. п.). Она окружена мелкой, очень дифференцированной активностью «пальцев», которые как бы ощупывают близлежащее пространство. У каждого из них может возникать своя линия узора, свой тип украшения пространства.
Так через орнаментику предстает одна из характерных особенностей татарского художественного мышления — его нюансовость, отмеченная рядом исследователей в отношении разных видов искусства.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.