Марийская крестьянская изба XV-XVII веков.
Дом — это жилая постройка, но дом — это и родина, семья, родня. В жизни человека дом имеет большое значение, потому что с домом связаны все основные семейные обряды: родины, свадьба, похороны. С дома начиналась жизнь человека, он приобщался к дому, домом жизнь и заканчивалась, когда он навсегда прощался с родным жилищем.
Деревянная изба издавна была самым распространенным жилищем крестьянина. Несмотря на то, что в настоящее время остались лишь избы не старше XIX века, они сохранили все традиции строительства и обустройства. В более раннее время для марийских селений было характерно беспорядочное расположение построек, хранившее следы прежнего родового расселения. В то время селения состояли из разбросанных группами строений ближайших родственников.
Починки первоначально заселялись несколькими семействами, связанными между собой узами родства, единством происхождения по отцу. Когда роду становилось тесно в данном месте, из него выделялись отдельные семьи, которые основывали новые поселки, постепенно разраставшиеся.
Деревни разрастались путем образования большого количества разбросанных по разным направлениям выселков, так называемых околотков. Многие старые марийские деревни носили название урочища, в котором они были расположены (нур — ноле, анер — овраг и т. п.), с прибавлением имени собственного (например, Бизюргуб). Словом ял, которым оканчиваются названия деревень (например, Моркъял), марийцы обозначали населенный членами одной родственной группы поселок.
Каким должен быть дом обычного крестьянина? На этот вопрос ответ можно найти даже в произведениях марийских писателей. В рассказе Якова Элексейна «Öрмöк», хорошо описано жилище зажиточного крестьянина 18 века. Автор не упустил ни одной детали, он четко описал быт богатого и бедно.
Жилищем марийцев в начале XX в. была бревенчатая изба (порт, сурт) с двускатной крышей, двумя-тремя окнами на улицу и одним во двор. К избе примыкали ворота -двустворчатые, крытые, украшенные резьбой, или одностворчатые без резьбы. В более старых поселениях изба стояла посередине двора.
К строительству нового дома наши предки относились очень серьезно и ответственно, строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места. Место они выбирали поближе к воде и лесу, чтобы удобно было для земледелия, охоты и рыбной ловли. Оно должно быть высоким, светлым, сухим. Чтобы проверить сухое ли место, клали пряжу, накрывали её сковородкой, потом проверяли, если пряжа не мокрая, то место сухое. Неудачным для строительства считалось место, где раньше проходила дорога, была баня. Доброе место определяли ещё так: пускали домашнее животное, где оно ляжет, там хорошее место. Выбрав место, его огораживали и распахивали. Где будет, дом сажали берёзку. Мне было интересно, зачем это делали. И вот что я узнала. Оказывается, в каждой избе обитало светлое дружелюбное существо — Домовой. Сажая дерево, его переселяли в новый дом.
Особые требования предъявлялись и к строительному материалу. Наши предки считали, что надо рубить деревья зимой в полнолуние потому, что если их срубить раньше, то брёвна будут отсыревать, а позже предки были добрыми, ведь они считали, что деревья зимой мёртвые, значит им не больно. Ещё нами было выяснено, что нельзя рубить старые деревья, они должны умереть в лесу своей смертью, здесь уважение к старости. Считалось, что если не соблюдать эти правила, то дом будет приносить несчастья. Деревья рубили топором, так как считали, что он закрывает края дерева, и оно не гниёт. Предпочитали рубить избы из сосны, ели, лиственницы. Эти деревья с длинными ровными стволами хорошо ложились в сруб, плотно примыкая друг к другу, хорошо удерживали внутреннее тепло, долго не гнили. Однако выбор деревьев в лесу регламентировался множеством правил, нарушение которых могло привести к превращению построенного дома из дома для людей в дом против людей, приносящий несчастья. Так, для сруба нельзя было брать «священные» деревья — они могут принести в дом смерть. Запрет распространялся на все старые деревья. По поверью, они должны умереть в лесу своей смертью. Возведение дома сопровождалось множеством обрядов. Начало строительства отмечалось обрядом жертвоприношения курицы, барана. Он проводился во время укладки первого венца избы. Под бревна первого венца, подушку окна, матицу укладывали деньги, шерсть, зерно — символы богатства и семейного тепла, ладан — символ святости дома. Окончание строительства отмечалось богатым угощением всех участвовавших в работе. Мари, как и другие народы, «разворачивали» строящееся здание из тела существа, принесенного в жертву Богам. По мнению древних, без такого «образца» бревна ни за что не могли сложиться в упорядоченную конструкцию.
При закладке дома ещё важно было определить, где будет красный угол, самая важная точка дома, под него закладывали монеты, ячменные зёрна, чтобы не переводились ни деньги, ни хлеб. Дом строили, когда кончались все сельскохозяйственные работы. Строили быстро, за неделю, помогала вся деревня. За работу не платили, но кормили, нельзя было, потом отказывать в помощи, когда строился кто-то другой. Строительство бревенчатого дома начинается с рубки сруба избы, его жилой части. Квадратный или прямоугольный в плане сруб — основа любой крестьянской постройки.
Торцы каждого бревна старые плотники обрубали топором так аккуратно, что и пилой иному мастеру не всегда удавалось получишь такой чистый поперечный срез. В старину плотники не пользовались пилой потому, что изба с обрубленными торцами была намного прочнее, чем с отпиленными. Перерубленные топором волокна древесины сминались и закрывали доступ влаги внутрь брёвна.
Первоначально (до XIII века) изба представляла собой бревенчатое строение, частично (до трети) уходящее в землю. То есть выкапывалось углубление и над ним достраивалась в 3-4 ряда толстых бревен сама изба, которая таким образом представляла собой полуземлянку. Двери изначально не было, ее заменяло небольшое входное отверстие, прикрываемое парой бревенчатых половинок. связанных вместе с пологом. В глубине избы располагался сложенный из камней очаг. Отверстия для выхода дыма не было, в целях экономии тепла дым сохранялся через входное отверстие. Полов как таковых не было, земляной пол просто поливался водой и подметался, становясь гладким и твердым. Глава семьи спал на почетном месте у очага, женщина и дети — справа от входа. Непосредственно при входе размещалась домашняя скотина.
Центральное место в доме занимала печь. В избе, где печь топили «по-чёрному», потолка не было: дым выходил в окошко под самой крышей. Такие крестьянские избы назывались курными. Печь с трубой и изба с потолком были только у богатых. Почему так? В курной избе все стены были черные, закопченные. Оказывается, такие закопченные стены дольше не гниют, изба могла служить сотню лет, да и дров печь без трубы «съедала» меньше.
Печь в крестьянской семье любили все: она кормила вкусной, пропаренной, ни с чем не сравнимой едой. Печь грела дом, на печи спали старики. Угол около устья печи называли — бабий кут, т. е. женский угол. Здесь хозяйка готовила пищу, здесь был шкаф для хранения кухонной посуды — посудник.
Другой угол — около двери и напротив окна — был мужским. Здесь стояла лавка, на которой хозяин работал, а иногда и спал. Под лавкой хранили крестьянское добро. А на стене висела конская сбруя, одежда и принадлежности для работы. Главным углом крестьянского дома был красный угол: здесь висела особая полочка с иконами — божница, под ней стоял обеденный стол. Это почётное место в крестьянской избе всегда располагалось по диагонали от печи. Входивший в избу человек обязательно устремлял взгляд в этот угол, снимал шапку, крестился и низко кланялся иконам. И только потом здоровался.
В марийской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, нехитрой конструкции: стол в красном углу размером по числу едоков, лавки, прибитые к стенам, переносные скамьи, сундуки. В сундуках хранилось добро, поэтому в нескольких местах их обивали железными полосами, закрывали на замки. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась крестьянская семья.
Крестьянская изба отличалась чистотой: уборку делали регулярно, занавески и рушники меняли часто.
Шли столетия, а крестьянская изба с ее домашней нехитрой утварью передавалась из поколения в поколение, не меняясь. Новое поколение приобретало лишь больше опыта и сноровки в изготовлении изделий и постройке домов.
Изучая тему «История марийской деревянной избы», понимаешь, что прелесть крестьянской избы состоит в ощущении теплоты рук человеческих, любви человека к своему дому.
Соблюдение обычаев, обрядов, примет при строительстве дома, во внутреннем убранстве дома — это внутренний мир человека, его мировоззрение на жизнь, которое передается нам из поколения в поколение.
В настоящее время все вытесняется прагматическим, утилитарным подходом, но мы все равно стараемся соблюдать обряды наших предков, которым насчитывается уже много веков. Изба является важной частью национальной культуры и фольклора народа мари, упоминается в пословицах и поговорках, в народных сказках.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.