Пир на весь мир
На выставке представлены работы мастера Елены Николаевны Староверовой из коллекции Александра Михайлова.
Какую область нашей страны можно назвать лидером по количеству самобытных народных промыслов? Пожалуй, Нижегородскую. Выставка посвящена городецкой росписи и игрушке, но мастера славились и резьбой по дереву, камню и кости, росписи хохломской, семеновской, и полховско-майданской, в плетении из лозы и ювелирной филигранью, гончарным ремеслом, а также ткачеством, вышивкой, кружевоплетением.
Городец когда-то был большим селом на левом берегу Волги. Территория подходила для торговли, но совсем не для сельского хозяйства, недалеко от Нижнего Новгорода располагалась крупнейшая в России Макарьевская ярмарка и быстро стали появляться мастера, которые вкладывали душу и идею в свой ручной труд. Особенно популярна была резьба по дереву и изготовление бытовой утвари: мебель, кадки, ушаты, сани, коромысла, донца для прялок и резные доски для печатных пряников. Популярнее всего были ложки, их резали топорами, но результат этой грубой работы выходил очень изящным. От ложек у мастера оставался целый ворох щепок и уже к XIX веку их стали использовать для изготовления игрушки.
Самой популярной игрушкой тогда и сейчас является конь, здесь его делали и в виде коня-качалки, коня-каталки, резной игрушки, тройки в упряжке и в виде сюжета с двумя конями, одна голова лошади была опущена к груди, а вторая наоборот стремилась ввысь, динамичная. На вид простая игрушка требовала более 30 деталей и около 40 отверстий. Ни гвоздей, ни клея не использовали, детали подгоняли друг к другу. Колесики насаживали на оси мокрыми, и тогда, высыхая, они схватывались намертво.
В повозках мчались деревянные седоки. Вытесывали их из полукруглых чурбачков, на передней части которых ножом вырезали лица. Резные деревянные куклы дают представление о том, кто населял Городец: барышни и кавалеры, попы и мастеровые, барыни и няньки, девчонки и мальчишки, даже коты и петухи, встречаются здесь и павы. Мастерили наборы для маленьких хозяек: миниатюрные прялки, веретенца, валики для стирки белья и даже утюжки. К 60–70-ым годам XX века появились механические игрушки, которые двигались по типу шарманки.
Городец до сих пор славится именно росписью, которая, в том числе, украшает и игрушку. Городецкая роспись — это яркие краски, крупные розаны, тонконогие вороные кони, огненно-жаркие петухи с павлинами и множество жанровых сценок из русского быта. Сначала изделие необходимо загрунтовать — обычно розовым или фиолетовым фуксином, а дно покрывали черным, для этого сажу смешивали с клеем. Затем сверху клеевыми красками наносили подходящий рисунок. Основные элементы прорисовывали более светлой краской. На них уже наносили теневку: более темный оттенок, изображавший детали вроде лепестков или складок одежды. Потом в дело вступала разживка и оживка: черные и белые точки и штрихи. Изделие покрывали вареным маслом. А уже на следующий день игрушку золотили или серебрили, добавляя либо бронзу, либо алюминиевый порошок, разведенные на скипидаре.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.