Лекция «Стигматы сословия»
Светлана Адоньева — фольклорист, антрополог, доктор филологических наук. Среди ее статей и монографий — «Категория ненастоящего времени» (2001), «Прагматика фольклора» (2004, 2018), «Дух народа и другие духи» (2009, 2016), «Символический порядок» (2011). Лауреат приза Американского фольклорного общества и Чикагского университета за лучшую книгу по фольклору 2013 г. (Светлана Адоньева, Лора Олсон. «Миры русской крестьянки: традиция, трансгрессия, компромисс». «Висконсин Пресс». 2013). Руководитель исследовательского проекта «Первичные знаки, или Прагмемы».
Каждый хотя бы одним предком упирается в крестьянский мир, и неважно какой: комякский, русский, украинский или мир еврейского местечка. Но это мир, который очень близко находится. В силу особого идеологического фокуса поколению 1930-х годов объяснили, что они воспитаны на великой русской литературе, а также на народной культуре. Но последняя вовсе не соответствовала реальному опыту и знанию крестьянства, это была культура, конструируемая «по заданию партии и правительства».
Вопрос, который возникает в этом случае, состоит в том, какой семейный опыт люди транслируют? Часто оказывалось, что семейные ожидания и сценарии, которые человек воспринимает как свой опыт был не опытом, но знанием, которое он получил в советской школе. И он (опыт) конфликтовал с тем опытом, который получил из семьи на уровне привычек и навыков. Обычно в советских семьях этот опыт и нормы не проговаривались. Ситуация замалчивания и разрыва семейной исторической памяти дала особый рисунок современной жизни россиян.