Подбор репертуара к концерту для начинающих вокалистов

Событие завершилось
12+

Подготовка к выступлению помимо собственно постоянной и регулярной тренировки голосового аппарата состоит в грамотном подборе репертуара, соответствующего вокальному уровню певца. На начальном этапе как правило выбирается несложный в исполнении репертуар — народные песни, романсы среднего регистра, не требующие большого напряжения связок, чтобы певец мог задуматься не о том КАК ему петь, а о том, ЧТО ему петь, то есть мыслил образами произведения, а не отвлекался на техническую сторону вопроса. Певец растет как музыкант-исполнитель и как вокалист прежде всего на правильно подобранном репертуаре.

Произведение, выбранное для ученика, всегда должно соответствовать уровню его музыкального развития, вокальной и исполнительской подготовке. Художественно педагогический материал требует особого внимания к постепенности и последовательности повышения трудностей произведений. Это относится в равной мере как к трудностям музыкальным, так и к трудностям вокальным и исполнительским. Особенно губительным для голоса ученика является непосильный в вокально-техническом отношении репертуар. Нерационально-подобранные произведения могут задержать вокальный рост ученика и даже принести прямой вред. 

Применение же удобного для голоса репертуара способствует согласованию работы звукообразующих элементов, в том числе не подчиняющихся сознанию. [10, С. 19] Особенно полезны на первом этапе обучения народные песни. Они обладают многими достоинствами и в первую очередь удобны для голоса.

Народная песня — основа в музыке и в пении. Фольклор ценили крупнейшие музыканты. Передаваясь устно из поколения в поколение, народные мелодии как бы фильтруются голосами и концентрируют в себе элементы удобства для пения. В них отсеивается то, что противоречит массовой природе голосов и превышает их средние возможности. [10, С. 48] Народные песни разнообразны по характеру, построены, как правило, на небольшом диапазоне, что очень удобно для начинающих исполнителей. Тесситура их — весьма умеренна. Доходчивость слов, куплетная форма строения, легкость запоминания музыкальной фактуры позволяют ученику легко сочетать вокально-техническую и исполнительскую стороны исполнения произведения. Они одновременно просты и чрезвычайно выразительны.

Стиль исполнения русских песен требует простоты, естественности, задушевности, хорошего донесения текста. Куплетная форма заставляет начинающего певца находить в каждом куплете свой нюанс, который разнообразит исполнение.

Великая российская оперная певица Максакова Мария Петровна находила «свою интонацию, протяжную, порой задорную, но всегда облагороженную женственной мягкостью… Простую куплетную песню о милом, который приносит гостинец Максакова передавала как рассказ женщины о своей жизни, о ее личных чувствах, окрашивая все это тонким, чуждым какого-либо нажима юмором. Певица так раскрашивала интонационно каждый куплет, с таким неповторимым выражением произносила «Эх!», что каждый раз оно звучало по-разному, в зависимости от оттенков повествования, но всегда с отношением героини к своему возлюбленному.» [27, С. 137]

Лемешев о русской песне говорит так: «Русская песня полна лирической глубины и поэтичности. Народ шлифовал ее веками, и поэтому в ее мелодических и поэтических образах не оставалось ничего случайного, поверхностного, дешевого. В красоте ее мелодий откристаллизовались чистые, высокие человеческие чувства, и она требует от певца такой же чистоты, масштабности и искренности исполнения.» [27, С. 218]

По словам Сергея Лемешева «Красивое пение предполагает естественность, задушевность выражения чувства. Певец должен ощущать, будто поет все его существо. Но не форсировать звук, не стараться показать его бóльшим, чем он отпущен тебе природой.» [27, С. 321]

Лемешев писал, что в своей работе над образом того или иного произведения, а Станиславский много работал с певцами своей оперной студии над романсами «Станиславский исходил из принципа внутреннего оправдания той или иной мизансцены, а не зрительного эффекта. Он понимал, что правильное самочувствие певца, его верная психологическая настройка, всегда выведет его на верный путь к сценическому образу, поможет ему выразительно спеть важные и вокально трудные куски партии.» [27, С. 286]. Таким образом, мы приходим к выводу, что при подборе репертуара для начинающего певца необходимо учитывать его темперамент и индивидуальность не только голосового аппарата и степень его развития, но и психологические аспекты его характера. Например, человеку медлительному, флегматику по своей натуре, будет трудно в начале своего обучения верно исполнить задорную, шутовскую песню, требующую залихватской удали в своем исполнении. Такому ученику для исполнения на концерте лучше выбрать произведение спокойное, лирическое, размеренное по форме и содержанию.

При выборе произведений для концерта лучше заранее продумать их последовательность в концертной программе. Сначала ставится более легкое в вокальном плане произведение, для врабатываемости, а затем, более трудное в голосовом и исполнительском плане.


Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна