Опера «Пиковая дама»
«Пиковая дама» — это не о картах, не о карточной игре. Нельзя ставить эту оперу, отталкиваясь от замечательной повести Пушкина. В ее сюжете, занимательном и даже детективном, нет ничего общего с монументальным трагизмом музыки Чайковского. Петр Ильич писал о себе — о своей судьбе, о роке, о желании быть как все и праве быть другим… О страхе и страсти, у которых один корень. Все трое — Герман, Графиня, Лиза заражены одним вирусом, их манит то, что страшно… Эта опера — об отношениях со смертью, о том, что смерть может быть избавлением, она может быть прекрасной, благодарной, искупительной.
Сюжет «Пиковой дамы» Чайковского пропитан петербургской мифологией, воплотить которую на сцене непросто. Метафорические красивые декорации, роскошные костюмы. Архитектурный лейтмотив Петербурга — колонны, их много, они образуют различные конфигурации, на золотые наслаиваются черные… От них идут затемненные, свет принимающие тюлевые завесы, и, когда действие происходит за ними, все приобретает призрачный характер, как в белые ночи…