«Финифть история промысла»
История Ростовской финифти.
Для истории искусства ростовская финифть — промысел по изготовлению самих живописных эмалей, существующий с давних времен в Ростове (Ростов Великий — для туристов, просто Ростов — для географических карт).
Финифть делали кустари, объединенные в мастерские, артели. Около середины XX века все производство было сведено в фабрику «Ростовская финифть», существующую и сейчас. Сейчас она лишилась монополии. Историю промысла описывают выставки двух музеев — музей фабрики «Ростовская финифть» и особая экспозиция («Музей финифти») в «Ростовском кремле».
Изначально финифть использовали для украшения церковной утвари и облачений священнослужителей. Москва, Сергиев Посад, Петербург — все это центры, где живописные эмали изготавливали еще до того, как появился ростовский промысел. В Ростове финифть началась, как сравнительно недавно выяснила А.Е. Виденеева, — в середине XVIII века, при митрополите Арсении (Мацеевиче).
Здесь промыслу суждено было расцветать и все последующее время. Этот расцвет происходил парадоксальным, вроде бы, образом — даже тогда, когда Ростов перестал быть столицей огромной Ростовской митрополии (в конце XVIII в. центром Ростовской и Ярославской епархии стал Ярославль), а превратился в маленький уездный городок.
Потеряв тогда права центра административного, Ростов сохранил статус столицы духовной. Этот статус был обеспечен древними ростовскими святынями. В кафедральном Успенском соборе находились гробницы святых епископов Леонтия, Исаии и Игнатия, архиепископа Феодора. В Яковлевском монастыре сохранялись мощи святого Иакова и митрополита Димитрия, в Петровском — преподобного Петра царевича, в Авраамиевском — преподобного Авраамия, в отдаленном Борисоглебском монастыре — преподобных Феодора и Павла, затворника Иринарха; в Толгской церкви Ростова — гробница Иоанна Милостивого, в Вознесенской — блаженного Исидора Твердислова.
Путешествовали в этот город многочисленные паломники со всей России. И царствующие особы, и вельможи, и простолюдины молились у гробниц святых. Культ каждого из этих святых поддерживался не только обустройством мест их почитания в самих храмах или сочинением и распространением житий. Именно для паломников здесь изготавливали в больших количествах иконы этих святых. В багаже паломников изделия ростовского промысла распространялись по всей стране.
Эмалевые образки оказались удачным вариантом паломнических сувениров: более легки в изготовлении, чем традиционные иконы, — а значит, дешевле, они миниатюрны, долговечны, не портятся от света, сырости, жары, загрязнений. Самое главное — при сравнительно меньшей цене они выглядели более эффектно, имитируя яркостью красок, тонкостью живописи и сиянием эмали изделия из драгоценных металлов и самоцветов.
Мастера, работавшие здесь, получали заказы на финифтяные иконки не только из ростовских храмов, но и из многих российских монастырей и архиерейских домов. Хорошим тоном среди российских архиереев считалось посещающим епархию высоким гостям (представителям императорской фамилии, вельможам, иерархам церкви) преподносить в дар — в качестве благословения — эмалевые иконы с изображением либо «Моления» (когда Богоматери предстоят один или несколько местных святых), либо «Собор святых» (групповые изображения местных святых).
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.